10 реформ халифа Умара, которые изменили жизнь мусульман
Второй праведный халиф Умар Фарук (радыяллаху ‘анху) был одним из самых выдающихся сахабов и могущественных халифов ислама. Он был известен своей силой и особыми способностями еще до прихода ислама на Аравийский полуостров.
Как последователь пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям), он сыграл существенную роль в распространении ислама. Его реформы в качестве второго халифа ислама были настолько важными, что его преобразования по-прежнему являются руководством в делах управления многих государств.
Поэтому Умар (радыяллаху ‘анху) известен не только тем, что расширил территорию ислама, но и осуществил жизненно важные реформы для увеличившегося мусульманского государства.
1. Байт-уль-Мал.
При втором халифе ислама территория исламского государства значительно расширилась. Благодаря этому с новых территорий были получены большие доходы и финансы.
Например, Абу Хурра (радыяллаху ‘анху), являясь наместником Бахрейна отправил 500 дирхемов в качестве дохода в Медину. Поэтому, чтобы решить, куда потратить эти деньги, халиф Умар (радыяллаху ‘анху) собрал Совет (Шура) из видных мусульман.
В конце концов, было решено создать в Медине Центральное казначейство, которое более известно как Байт-уль-Мал. В рамках этого учреждения государственные доходы направлялись на нужды государства, поддержку общественного благосостояния, борьбу со стихийными бедствиями и засухой.
2. Диван.
Желая привести в порядок систему управления огромного государства, халиф Умар (радыяллаху ‘анху) создал учреждение под названием «Диван».
Благодаря этому новому органу в Халифате начали вести государственный учет, а также возник государственный архив. В Диване велись записи всех важных государственных дел.
Также одним из главных обязанностей Дивана было справедливое распределение доходов из новых завоеванных земель.
3. Независимая судебная власть.
В сунне Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) огромное значение занимает справедливость. Несправедливое отношение к другим является одним из самых распространенных грехов.
В Медине халиф Умар (радыяллаху ‘анху) лично рассматривал судебные тяжбы и стал среди мединцев олицетворением справедливости. Халиф Умар (радыяллаху ‘анху) создал независимую судебную систему, чтобы обеспечить быстрое и справедливое правосудие для простых людей.
Своим наместникам и судьям он подготовил основные правила судопроизводства на основе исламского учения. Для этого он написал несколько писем, которые являются важным историческим источником.
Основная цель судебной власти – принимать решения независимо от статуса человека. Религиозным меньшинствам было разрешено решать свои споры в соответствии со своими законами.
4. Календарь.
До правления халифа Умара (радыяллаху ‘анху) у мусульман не было единого календаря. Некоторые вели отчет времени от рождения Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), некоторые от его смерти, а другие от переселения из Мекки в Медиду.
Именно при халифе Умаре (радыяллаху ‘анху) отчет времени стал вестись от Хиджры – переселения Пророка (с.а.в) из Мекки в Медину. Это решение было принято после совета с другими сахабами.
Большинство склонялись к тому, что именно это событие является отправной точкой возвышения ислама, и оно достойно быть началом для отчета календаря. Введение единого календаря также положительно сказалось на управлении государством.
5. Кадастровый учет земель.
Во времена правления халифа Умара (радыяллаху ‘анху) территория государства стала сильно увеличиваться. В этот период были полностью завоеваны земли Сирии, Египта и Ирака. Это привело к необходимости учета новых земель.
Таким образом при халифе Умаре (радыяллаху ‘анху) начался кадастровый учет земель. Этот вопрос он поручил сахабам Усману бин Хунайфе и Хузайфе бин аль-Йемени (радыяллаху ‘анхум).
Это был первый кадастровый учет в истории ислама. Благодаря ему в Халифате были выявлены пригодные для сельского хозяйства земли. Так в регионах Севад и Джабаль было найдено огромное количество плодородных земель.
6. Джизья и харадж.
Наводить порядок на новых завоеванных землях было трудной задачей. Халиф Умар (радыяллаху ‘анху) понимал всю сложность этого дела. Было необходимо, чтобы новое немусульманское население продолжало обрабатывать землю, заниматься ремеслом и торговлей. Поэтому были введены особые налоги: джизья и харадж.
Харадж был впервые введен именно во времена халифа Умара (радыяллаху ‘анху) на землях Сирии, Египта и Ирака. Этот налог платили немусульмане-земледельцы данных регионов, которые желали продолжать заниматься сельским хозяйством.
А джизья являлась подушной податью для немусульман. От нее освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы и монахи.
7. Таравих-намаз.
Умар (радыяллаху ‘анху) очень дорожил единством мусульманской общины. Одним из важных шагов в этом направлении стала традиция совершать таравих-намазы джамаатом в мечети.
Во времена Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) таравих-намаз не всегда совершался джамаатом в мечети. Впервые эта традиция была введена во время месяца Рамадан в 14-м году Хиджры.
Халиф Умар (радыяллаху ‘анху) попросил Убая бин Каба (радыяллаху ‘анху) возглавить таравих-намазы. Таким образом берет свое начало один из красивейших обычаев месяца Рамадан, который является его украшением, а также объединяет всех мусульман.
8. Ушр.
Халиф Умар (радыяллаху ‘анху) всю свою жизнь старался быть справедливым. Однажды он узнал, что в других странах с мусульманских торговцев требуют уплатить пошлину в размере 1/10 от стоимости товара.
Ради справедливости он приказал ввести в Халифате аналогичный налог для иностранных купцов. Таким образом и мусульмане, и иностранные торговцы стали чувствовать себя равными.
9. Градостроительство.
Большие территории требовали строительства новых городов. При халифе Умаре (радыяллаху ‘анху) были разработаны правила градостроительства, которые в том числе определяли размеры домов, площадей и улиц.
Так при строительстве городов Куфа и Бастра в домах предписывалось не иметь более 3-х комнат и не разрешалось строить высокие дома.
В новых городах обязательно были предусмотрены кварталы для арабских переселенцев. Ширина главных улиц должна была составлять 24 метра, средних – 18 метров, а малых – 4 метров.
10. Военная реформа.
Во времена правления халифа Умара (радыяллаху ‘анху) армия была признана отдельным ведомством. Халиф установил солдатам жалованье и специальные надбавки.
Были построены отдельные военные поселения и предоставлены хорошее военное оснащение и оружие. Военные тренировки проводились регулярно, чтобы быть готовыми к войне с неверными.
Это были самые существенные реформы при халифе Умаре (радыяллаху ‘анху). Однако были и другие важные преобразования, введенные Умаром (радыяллаху ‘анху), такие как почтовая система, налогообложение земель и регулирование общественного благосостояния.
Умар (радыяллаху ‘анху) был гениальным государственным деятелем, который заложил успех мусульманской системы правления на многие века.