13 качеств Аллаха, которые должен знать каждый
У Всевышнего Аллаха есть бесконечное количество имён-эпитетов. Из священного Корана нам известно 99 таких имён, под названием «аль-Асма аль-хусна». Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убеждённым. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие тринадцать обязательных сыфатов Бога и понимать их смысл.
Существование (Аль-Вуджуд) – اَلْوُجُودُ
Всё сущее свидетельствует о существовании Единого Творца и Управителя – Всевышнего Аллаха, куда бы ни обратил свой взор мыслящий человек, он везде найдёт подтверждение существования и единственности Аллаха. Человек, который, видя всё это, не верит в существование Аллаха, вступает в противоречие с самим собой и, соответственно, не получает никакой пользы от своего разума.
Всемогущество (Аль-Кудра) – اَلْقُدْرَةُ
Мы должны верить в то, что Аллах всемогущий. Его не настигают ни слабости, ни трудности, Ему не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Он создал всё, создал людей и их деяния и мысли, предначертал их судьбы.
Воля (Аль-Ирада) – اَلْإِرَادَةُ
Мы должны верить в то, что во Вселенной всё сущее, включая малое и большое, плохое и хорошее, полезное и вредное, успех и нищету, увеличение и уменьшение, послушание и ослушание, – всё происходит только по воле и предопределению Всевышнего, по Его мудрости и желанию. То, что Он захочет, происходит, а то, чего Он не пожелает, не случается. Всё, что делают люди, они делают по воле Аллаха. Но Аллах дал им право выбора. Всевышний даёт нам право совершать добро или зло и предписал нам, руководствуясь разумом, выбирать добро, чем наш Господь и будет доволен.
Жизнесущность (Аль-Хаят) – اَلْحَيَاةُ
Мы должны быть уверены в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца.
Всезнание (Аль-Ильм) – اَلْعِلْمُ
Мы должны верить в то, что Аллах ведает обо всём, от Него невозможно ничего скрыть: ни мысли людей, ни тайны их душ. Его знания не прибавляются и не убавляются, они были и остаются всегда. Для знаний Аллаха нет никаких ограничений и преград. Его знания, в отличие от наших знаний, абсолютны и вечны. Ему изначально известно всё о каждом творении ещё до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чём бы не ведал Всевышний Аллах.
Речь (Аль-Калям) – اَلْكَلاَمُ
Аллах имеет речь, которая предвечна и не имеет начала, она не похожа на речь Его творений. Речь Аллаха не передаётся посредством звуков, произносимых с помощью языка и голосовых связок. Все священные Писания – Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие – являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворённой и безначальной.
Всеслышание (Аль-Сам’) – اَلسَّمْعُ
Аллах всеслышащий, Он слышит всё, даже самое малое. Для Него ничего не остаётся тайной, и никакие преграды не могут мешать Ему. Он слышит без органов слуха, так же как знает без сердца и мозга и создаёт без инструментов. У Него нет никакого качества, свойственного Его созданиям, в мире нет ничего, похожего на Него.
Всевидение (Аль-Басар) – اَلْبَصَرُ
Всевышний Аллах всевидящий, Он видит всё. В отличие от Его творений, никакая тьма или что-либо другое не мешает Ему видеть, Он видит без органов зрения. Его видение тоже вечно и не меняется.
Вечность без начала (Аль-Кидам) – اَلْقِدَمُ
Данный атрибут означает безначальное существование Всевышнего. Аллах – это Тот, Кто не имеет начала. Однако это не относится к Его творениям. Все творения имеют определённое начало. У Всевышнего же такого начала нет. Он предвечен.
Вечность без конца (Аль-Бакаъ) – اَلْبَقَاءُ
Смысл этого атрибута заключается в том, что для Всевышнего не существует смерти, исчезновения, Он – остающийся вечно, для Него нет конца.
Бесподобие (Аль-Мухаляфату-ль-хавадис) – مُخَالَفَةُالْحَوَادِثِ
Всевышний не похож ни на одно из Своих творений, и ничто из сотворённого Им не похоже на Него. Кто бы из людей ни попытался представить себе образ Всевышнего, представленное им будет далеко от истины. Осознание того, что мы не сможем познать Аллаха целиком и полностью, и является познанием Его. Нельзя вести дискуссии о самой личности Всевышнего. Бог обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих Ему качеств. А такие качества людей, как жизнь, речь, видение, знание вовсе не соответствуют одноимённым качествам Всевышнего Аллаха.
Самодостаточность (Аль-Киямуху би нафсихи) – قِيَامُهُ بِنَفْسِهِ
Всевышний Аллах – самостоятельный, независимый. Это означает, что всё нуждается в Нём, тогда как Он не нуждается ни в ком и ни в чём.
Единственность (Аль-Вахдания) – اَلْوَحْدَانِيَّةُ
Бог един во всём и у Него нет сотоварищей. Не может быть двух или более богов, иначе во всей Вселенной был бы хаос, неизбежно ведущий её со временем к гибели. Идеальный порядок во всём существующем – это признак единственности Бога.
Со 2 по 8 качества называют «субути». Причиной того, что эти семь атрибутов называются «субути», является то, что и мы причастны к ним. Каким образом? Согласно тому, насколько Всевышний наделил Своё творение, каждый человек обладает силой, волей, знаниями, речью, слухом и зрением. Однако истинными они являются только во Всевышнем Аллахе, а в Его творениях они относительны и преходящи, то есть не вечны. Сила, зрение и слух в старости не бывают такими же, как в молодости, с возрастом они постепенно угасают, к человеку приходит смерть. По отношению же ко Всевышнему эти атрибуты являются «субути» – не исчезающими, не убавляющимися и не прибавляющимися, а вечными. Именно поэтому они и называются «субути».
Оставшиеся пять качеств с 9 по 13 называют «сальби», потому что они очищают Сущность Аллаха от не свойственных Ему качеств, очищают от придания Ему недостатков и бессилия. Например, противоположным атрибуту «безначальность» является качество, означающее наличие начала чего-либо, а обратным атрибуту «вечность» является качество, под которым понимается исчезновение, конец или смерть. Таким образом, эти пять атрибутов отрицают все качества, не присущие Всевышнему Аллаху.
Все приведённые выше качества Аллаха являются безусловными, обязательно присущими Ему. Кроме приведённых атрибутов, у Всевышнего есть ещё одно качество, не являющееся обязательным для Него. Это – сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт. Аллах сотворил мир не потому, что это было обязательным для Него (Он мог и не делать этого), Он создал мир исключительно по Своей воле.