Аллах перенёс Пророка (ﷺ) в эту мечеть

Это событие стало эпохальной в жизни не только Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), но и всего человечества. Никогда ещё никто не пребывал в эту мечеть с такой миссией, и никогда ещё ни с кем не случалось то, что случилось с этим Посланником Господа (саллаллаху алейхи ва саллам). Это была удивительная ночь длиною в вечность, которая пролетела в одно мгновение.

Название Байт-уль-Мукаддас знакомо для всех приверженцев монотеистических религий мира. Это – название города, в котором расположена священная мечеть Аль-Акса (Аль-Кудс), которая стала одним из значимых мест в Ночь перенесения и вознесения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) – Аль-Исра валь-Ми‘радж.

Именно в Аль-Аксу перенёсся из Мекки Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) верхом на райском животном Бурак. Имам Муслим приводит от Анаса ибн Малика хадис, в котором Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сообщает:

«Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса…».

Когда они прибыли в мечеть, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и совершил коллективный намаз в два ракаата вместе со всеми пророками в качестве руководителя молитвы (имама).

По окончании молитвы, когда Посланник Божий (саллаллаху алейхи ва саллам) вышел из мечети с неба спустилась лестница из Божественного света (нура), на которой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) поднялся на небеса. Эта лестница спустилась на скалу. Над этой скалой в последствии воздвигли мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра). Очень часто её путают с мечетью Аль-Акса, так как Куббат ас-Сахра имеет яркий золотой купол и, в архитектурном плане, Купол Скалы является центром всего комплекса сооружений Храмовой горы в Иерусалиме.

В 637 г. халиф Умар ибн аль-Хаттаб по приглашению патриарха Софрония посетил Иерусалим для подписания договора о сдаче города мусульманам и попросил показать участок, где некогда стоял Храм. Взойдя на вершину Храмовой горы, заваленную архитектурными обломками и мусором, халиф узнал место, которое описал ему Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) и собственными руками начал его расчищать. Сопровождавший халифа перешедший в Ислам иудей, увидев, что повелитель правоверных собирает в подол платья мусор, объявил об осуществлении сделанного за пятьсот лет до этого события пророчества: «Радуйся, о Иерусалим, ибо придёт Фарук , который очистит тебя от того , что поверх тебя».

На очищенном от мусора и завалов участке построили первую в Иерусалиме соборную мечеть. По словам христианского паломника епископа Аркульфа, посетившего Иерусалим около 670 г., она находилась там, «где когда-то был изумительно построен Храм, расположенный по соседству со стеной на востоке», и представляла собой «четырехугольное место молитвы, которое они построили очень грубо, для сооружения его перекрыв большими балками какие-то остатки руин. Говорят, – добавлял епископ, – этот дом может вмещать три тысячи человек одновременно». Эта примитивная постройка положила начало истории священной мечети Аль-Акса

Уже позже по приказу халифа Абдул-Маликом ибн Мерваном начались работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. После землетрясения в 746 году, мечеть была полностью разрушена и восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром в 754 году, и снова восстановлена его преемником аль-Махди в 780 году. Другое землетрясение 1033 года разрушило большую часть аль-Аксы, но два года спустя Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая и стоит и по сей день. Во время периодических предпринимавшихся реконструкций различные правящие династии арабского халифата построили дополнения к мечети и к её прилегающей территории, сделали ей купол, фасад, минбар, минареты и изменили внутреннюю структуру. Реконструкции и ремонты были предприняты и в более поздних столетиях Айюбидами, мамлюками, Высшим мусульманским Советом и Иорданией.

С XVI—XVII вв. за архитектурным ансамблем Аль-Аксы закрепилось наименование Харам-аш-Шариф – Благородная святыня. Харам-аш-Шариф представляет собой гигантскую искусственную платформу, покрывающую вершину древней горы Мориа. По форме это неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг почти на полкилометра и ориентированный по странам света. Платформа Харама, в отличие от центральной террасы с Куполом Скалы, считается в основном сооружением эпохи царя Иудеи – Ирода Строителя, который правил в 37 г. до н. э. – 4 г. н. э., хотя и Омейяды, и многие другие мусульманские правители, и крестоносцы в свое время проводили работы по её укреплению и обновлению.

Северная часть платформы высечена в природном скальном грунте, но чтобы продлить её к югу, где поверхность резко снижалась, древние строители создали остроумную систему опорных сооружений. Были воздвигнуты гигантские подземные залы; их каменные своды опущены на арки простых строгих очертаний, прорастающие из могучих четырехгранных столбов. Эти залы, служившие в периоды мусульманских правлений подземной мечетью, известны как Конюшни Соломона; крестоносцы использовали их в качестве места содержания лошадей. Занимающая южный край платформы мечеть Аль-Акса расположена ниже и на значительном расстоянии от Купола Скалы, но составляет с ней единый ансамбль, несмотря на перепад уровней и разделяющие их лестницы, фонтан для омовения, рощицы и цветники.

Необычность Аль-Аксы как главной соборной мечети Иерусалима заключается в том, что, в сущности, она представляет собой лишь молитвенный зал, без двора, обязательного для подобных культовых зданий. Двором мечети здесь всегда служила объединяющая ансамбль Харам-аш-Шариф платформа. Мечеть стоит на мощных субструкциях – вытянутых с севера на юг широких и длинных подземных сводчатых коридорах. Современного человека поражает величина камней, применённых при их строительстве, тщательность их отделки и красота кладки.

Один из подземных коридоров подводит к лестнице, спускающейся в вестибюль, перекрытый двумя приземистыми куполами на парусах, опирающихся на мощные полукруглые столбы. Каждый купол украшен красивой рельефной розеттой. Это так называемые Двойные ворота, ровесники мечети. Они вели вниз и нарядной сдвоенной аркой открывались к южным кварталам города и лежащей за ними долине. Их ещё называют Баб ан-Наби (Ворота Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам)): утверждается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) в ночь мирадж прошёл в мечеть через этот ход, ибо дверь его обращена в сторону Мекки.

В наши дни мечеть Аль-Акса представляет собой большой прямоугольный зал, разделённый шестью рядами колонн на семь проходов – нефов, направленных к стене киблы, в сторону Мекки. В каждый из нефов с северного фасада ведёт отдельная дверь. Помимо них, мусульманский храм имеет еще четыре входа: 1 с востока, 2 с запада и 1 с юга.

Длина мечети составляет 80 м, а ширина – 55 м. Внутреннее пространство способно вместить до пяти тысяч верующих.

Главный, северный фасад, оформленный глубоким портиком-лоджией с высокими арками, обращен к святыне – Куполу Скалы. Зал мечети просторен и светел. Широко расставленные мраморные колонны, завершенные нарядными резными капителями, держат на себе двухъярусные аркады, несущие плоские балочные потолки.

Раньше они были покрыты великолепной резьбой, к несчастью, почти полностью уничтоженной пожаром 1969 г., как и знаменитый резной деревянный минбар Салах ад-Дина. Отдельные спасённые балки ныне хранятся в Исламском музее, расположенном в западном крыле современного комплекса мечети Аль-Акса, а минбар заново выполнен в прежнем виде мусульманскими мастерами.

Между музеем и молитвенным залом к стене киблы примыкает небольшая Белая мечеть, предназначенная для женщин. Центральный неф шире и выше остальных и освещён вереницей окон вдоль крыши и большим куполом перед михрабом. Полусфера большого купола поднимается над полом на 17 м. Изнутри она выложена мозаикой, а с наружной стороны обшита листами свинца серого цвета.

Стены храма снизу декорированы белыми мраморными плитами, а вверху – мозаичными узорами. Восстановленные реставраторами смальтовые мозаики максуры, по стилю и рисунку орнаментов и технике исполнения подобные мозаикам в интерьере Купола Скалы, как и некоторые другие детали конструкции и убранства, подчеркивают неразрывную связь этих двух основных зданий Благородной Святыни.

Мечеть Аль-Акса и замыкает, и открывает ансамбль Харам-аш-Шариф, который на протяжении столетий дополнялся новыми сооружениями – медресе, молельнями, святыми гробницами, общественными фонтанами, минбарами, обогащающими архитектуру и продлевающими историю Благородной Святыни, создающими своеобразный архитектурный пояс вокруг укрытого её стенами сокровища – Купола Скалы.

При составлении статьи использован материал Татьяны Стародуб-Еникеевой – кандидата искусствоведения, научного сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств