Достоинство паломничества-хаджа
Паломничество (хадж) — один из пяти столпов Ислама, знаменующий собой совершенство в покорности Аллаху и полноту веры. Об этом Всевышний ниспослал аят в Коране, когда Пророк (мир ему и благословение) находился на горе ‘Арафат во время прощального паломничества (смысл): «Сегодня Я окончательно установил для вас основы и устои вашей религии и сделал совершенной для вас Мою милость, и избрал для вас религией Ислам» (сура «Аль-Маида», аят 3).
Об этом говорят и слова Пророка (мир ему и благословение): «Кто умирает, не совершив паломничества-хаджа, пусть умирает, как пожелает: иудеем или христианином». Как величественно это поклонение Аллаху, без которого вера теряет свое совершенство. А кто сознательно пренебрегает им, тот в заблуждении своем приравнивается к иудеям и христианам.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и верхом на всяких тощих животных, которые приходят со всех дальних краев» (сура «Аль-Хадж», аят 27).
Когда Аллах повелел пророку Ибрахиму (мир ему) оповестить людей о паломничестве, Он воззвал: «О люди, Аллах воздвиг Дом, совершайте к этому Дому паломничество!».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто совершит хадж к Ка‘абе, не будет сквернословить и совершать греховное, простятся грехи, и он будет чист, как в день, когда его родила мать». Также он сказал: «Ни в один из дней шайтан не видится таким приниженным, презренным, опозоренным и разгневанным, как в день стояния паломников на ‘Арафате».
И это лишь из-за того, что он видит нисхождение милостей Аллаха на стоящих на горе паломников и прощения великих грехов, ибо говорят: «Среди грехов есть такие, которые не возможно искупить ничем, кроме как стоянием на ‘Арафате».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто покинет свой дом, чтобы совершить паломничество (большое (хадж ) или малое (‘умра)), и умрет в пути, тому достанется награда, равная той, которую получает совершающий большое и малое паломничество до дня воскрешения; тот же, кто умрет в одном из двух заповедных городов, не будет присутствовать на Суде и не будет допрошен (в Судный день), ему скажут: «Войди в Рай!«» .
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хадж, принятый Аллахом, дороже земного мира и всего, что есть в нем, и за хадж, принятый Аллахом, нет другой награды, кроме как Рая».
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Совершающие хадж, большой или малый, — гости Аллаха и Его посетители. Воздаст Он им, если попросят, будут прощены, если покаются, будут услышаны мольбы их, если обратятся с молитвами, и будут приняты их заступничества, если заступятся за других».
Хадис гласит: «Самый большой грешник среди людей тот, кто стоит на ‘Арафате и полагает, что Аллах не простил ему грехи его».
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Каждый день на Ка‘абу снисходит по сто двадцать милостей: шестьдесят — для совершающих обход (тавваф), сорок — для молящихся, и двадцать — для лицезреющих его».
В хадисе говорится: «Совершайте как можно больше обходов вокруг Ка‘абы, ибо это наилучшее и больше всего доставляющее радость деяние, которое вы найдете в книгах записей ваших дел в Судный день».
Поэтому, ступив в Мекку, желательно (сунна) сначала совершить обход, не входящий в паломничество. Также говорят: «Когда Аллах простит Своему рабу, стоящему на горе ‘Арафат, его грехи, Он простит и всем тем, кто находился на ней».
Один из праведных предшественников сказал: «Если день стояния на горе ‘Арафат совпадет с пятницей, прощено будет всем, стоявшим там. И это лучший из всех земных дней». «В этот день Посланник Аллаха, совершил свое прощальное паломничество хаджж аль-вада‘. Он стоял на ‘Арафате, когда снизошли слова Аллаха: “Сегодня Я окончательно установил для вас основы и устои вашей религии и сделал совершенной для вас Мою милость, и избрал для вас религией Ислам“» (сура «Аль-Маида», аят 3). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аллах, прости грехи паломнику, совершающему хадж, и тому, за кого он просит».
Муджахид и другие из ученых мужей сказали: «Поистине, паломников, когда они прибывают в Мекку, встречают ангелы и приветствуют прибывающих на верблюдах, пожимают руки едущим на ослах и заключают в объятья пеших». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Кто умрет сразу после месяца Рамазан или сразу после битвы на пути Аллаха (джихад), или сразу после паломничества, тот умрет павшим за веру (шахидом)». ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Простятся грехи совершающему хадж и тому, за кого он просит, в месяцы Зуль-хиджжа, Мухаррам, Сафар и первые двадцать дней месяца Раби’-уль-Авваль».
У праведных предшественников был обычай провожать воинов и встречать паломников, целуя их между глаз и прося их помолиться за них, и спешили это сделать прежде, чем они осквернятся греховными деяниями.
Достоинство Ка‘абы и благородной Мекки
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах, Велик Он и Славен, обещал Ка‘абе, что к ней ежегодно будут совершать паломничество шестьсот тысяч паломников, а если их будет меньше, то Аллах дополнит их ангелами. Поистине, Ка‘аба будет воскрешена в Судный день как наряженная невеста для жениха, и все, кто совершил паломничество к ней, ухватятся за ее покрывала и станут кружиться вокруг нее, пока она не войдет в Рай, а они войдут в Рай вместе с ней».
В хадисе сказано: «Черный камень — один из райских яхонтов. В Судный день ему будут даны глаза и язык, которым он будет говорить, свидетельствуя за каждого, кто, искренне отвечая на призыв Аллаха, прикасался к нему».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) много раз целовал Черный камень. Рассказывали, что он совершал тавваф, сидя верхом на верблюде, прикасался к камню посохом, а затем целовал конец посоха. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поцеловал однажды Черный камень и сказал: «Поистине, я знаю, что ты — камень, от коего ни вреда, ни пользы, и не поцеловал бы я тебя, если бы не видел, что тебя целует Пророк».
Рассказали, что Хасан аль-Басри сказал: «День поста здесь равен ста тысячам дней поста, а пожертвование одного дирхема равно пожертвованию ста тысячами дирхемов, а также любое благое деяние — ста тысячам добрых дел».
В хадисе-сахих сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Малое паломничество — ‘умра в месяц Рамазан подобно большому паломничеству, совершенному со мной».
В предании от сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Каждую ночь Аллах смотрит на обитателей земли. Первые, на кого Он смотрит, — это люди, находящиеся в запретном городе (ахл аль-Харам), и первыми среди них он оглядывает находящихся в запретной мечети (Масджид аль-Харам) и прощает того, кого обнаружит совершающим обход (тавваф), прощает того, кого обнаружит совершающим молитву, и прощает того, кого обнаружит стоящим напротив Ка‘абы». В хадисе говорится: «Побольше совершайте обход (тавваф) этого Дома (Ка‘абы) до того, как он будет вознесен на небо. Дважды он был разрушен, а на третий будет вознесен».
Богобоязненные и благочестивые из числа ученых, познавших Аллаха, не одобряли пребывание в Мекке после завершения паломничества по трем причинам.
Первая — опасение, что люди станут тяготиться пребыванием в нем и привыкнут к Ка‘абе, ибо это влияет ослаблением пыла сердца в проявлении почтения.
Вторая — возбуждение сильного томления расставанием с Меккой, чтобы возникло желание возвращаться, ибо Всевышний Аллах сделал Ка‘абу местом регулярного стечения для людей, то есть местом, куда люди возвращаются раз за разом и не удовлетворяются до конца.
Третье — опасение совершения грехов в Мекке, ибо это очень опасно и заслуживает того, чтобы вызвать гнев Аллаха, из-за благородства этого места. Ибн Мас’уд сказал: «Ни в одном месте кроме Мекки не наказывается раб за свое намерение прежде совершение действия», и прочел слова Всевышнего Аллаха (смысл): «И если кто вознамерится ослушаться, Мы дадим ему вкусить мучительное наказание» (сура «Аль-Хадж», аят 25).
Говорят, что за совершение плохих дел в Мекке воздается многократно, равно как и за совершение добрых дел. Ибн ‘Аббас сказал: «Легче мне совершить семьдесят грехов в ар-Рукайе (селение между Меккой и Таифом), чем один в Мекке». Некоторые из пребывающих там людей из опасения совершить греховное доходили до того, что не отправляли естественные потребности в аль-Хараме, а выходили за его пределы. А некоторые, пребывая там месяц, ни разу не ложились на землю.
Но не думай, что нежелательность пребывания в Мекке умаляет ее достоинство, ибо причина этой нежелательности — слабость людей и неспособность выполнить долг перед этой местностью, потому что один лишь взгляд на Ка‘абу — это уже поклонение Аллаху, а благие деяния умножаются многократно!
Достоинства благородной Медины
После Мекки нет местности лучше, чем Медина города — Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И любые благие деяния, совершенные в ней, умножаются многократно. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Одна молитва в Моей мечети лучше тысячи молитв в иных мечетях, кроме запретной мечети в Мекке. Любое благое деяние в Медине записывается как 1000 добрых дел».
Еще Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто терпеливо перенесет тяготы и трудности Медины, за того я буду заступником в Судный день». «Кто сможет пребывать в Медине, пока не умрет, пусть пребывает, ибо я буду заступником в Судный день каждому, кто умрет там».