Дуа, спасающее семьи

Семья – это союз мужчины и женщины. Чтобы сохранить семью и спасти её от опасностей, оба супруга должны хорошенько постараться. Однако мужчина должен внести больший вклад, ибо он глава семьи и несёт больше ответственности за неё.

Чтобы не было разлада в семье, супругам необходимо проявлять неимоверное терпение, не обращая внимания на обиды и неудобства, которые они время от времени причиняют друг другу. И в этом случае муж должен быть более великодушным и терпеливым к капризам жены.

Если мусульманин желает узнать, какими должны быть взаимоотношения между супругами, ему нет необходимости у кого-то учиться или читать книги по психологии, для этого достаточно обратиться к жизнеописанию Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) является для мусульман лучшим примером во всех делах, в том числе в делах семьи. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) учил своих последователей, что хорошее отношение к семье и жене только повышает мужчину в степени перед Всевышним Аллахом.

Некоторые мужчины считают хорошее отношение к жене слабостью и потому, проявляя грубость к жёнам, они якобы демонстрируют мужественность. Однако сам Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) помогал своим жёнам в домашних делах, и для своей семьи он был лучшим.

От ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) передаётся, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لأَهْلِي

«Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей семье, и я – лучший из вас по отношению к своей семье». (Тирмизи, 3895)

Такое же отношение к своим семьям проявляли сподвижники Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), их последователи (таби‘ины) и другие праведники (радыяллаху ‘анхум).

Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аз-Заваджир ‘ан иктиран аль-кабаир» пишет:

«Передаётся, что один человек пришёл к правителю правоверных ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (радыяллаху ‘анху), решив пожаловаться на дурной нрав своей жены. Он отправился к правителю и ждал его у дверей дома.

В это время он услышал, как супруга Умара ругала правителя правоверных. ‘Умар же терпеливо молчал и не проронил ни слова в ответ. Тогда он развернулся и ушёл обратно, говоря про себя: «Если уж у правителя правоверных так обстоят дела, то мне-то что жаловаться«.

Как раз в этот момент из дома вышел сам ‘Умар (радыяллаху ‘анху). Увидев уходящего человека, он спросил: «Ты о чём-то хотел спросить?«. Человек ответил: «О правитель правоверных, я пришёл, чтобы пожаловаться на дурной нрав своей жены и на её высокомерие по отношению ко мне. Но здесь я услышал, как ваша жена так же ругает вас, и решил вернуться обратно, подумав про себя, что если у правителя правоверных так обстоят дела, то мне-то что жаловаться».

Тогда ‘Умар ответил ему: «О мой брат, я стараюсь терпеть в подобные моменты, ибо на мне лежит обязанность перед ней, и в то же время она готовит мне еду, печёт хлеб, стирает мою одежду, кормит грудью моих детей, хотя это всё не входит в её обязанности. Также она помогает мне избежать запретного. Учитывая всё это, я стараюсь терпеть, когда она проявляет свой характер».

Тот человек сказал: «О правитель правоверных, точно так же обстоят дела у меня с моей женой». ‘Умар сказал: «И ты терпи, брат, ведь жизнь скоротечна, как мгновение ока«».

Представьте себе, правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху), перед которым трепетали сильные мира сего, которого почитали большие сподвижники, терпел характер своей жены.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

مَكَثْتُ سَنَةً أُرِيدُ أَنْ أَسْأَلَ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ عَنْ آيَةٍ، فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَسْأَلَهُ هَيْبَةً لَهُ، حَتَّى خَرَجَ حَاجًّا فَخَرَجْتُ مَعَهُ

«Я целый год хотел спросить у ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху) об одном аяте, но не мог заставить себя сделать это из уважения к нему, пока он не отправился в хадж, в который я отправился вместе с ним». (Бухари, 4913; Муслим, 1479)

Многие из нас не раз читали такие истории и слышали о них в проповедях имамов, но большинство из нас всё равно поступают иначе, ибо не способны проявлять терпение.

Очень плохой чертой сегодняшней молодёжи, особенно в семейных отношениях, является то, что многие поступают, как привыкли, хотя прекрасно знают, как нужно делать правильно.

Каждый имам при бракосочетании рассказывает супругам об их правах и обязанностях, строго наказывает мужу не давать сразу развод во время разлада в семье. Особенно мужей предостерегают от трёхкратного развода, но, к сожалению, многие в пылу гнева забывают об этом и поступают, «как привыкли», хотя это приносит им в будущем множество бед и массу неудобств.

Можно согласиться, что в современных условиях сильной эмансипации мужчине даже в мусульманской семье очень трудно отстаивать свои права на звание главы семьи. Однако применение радикальных мер даже в таких случаях не приводит к добру. Поэтому в любых случаях надо искать более мирные и разумные решения этой проблемы.

Одним из самых действенных решений в таком случае будет дуа за супругу/супруга. Дуа – это в принципе самое действенное оружие верующего, которое можно использовать в мирных целях.

Ведь во всех бедах и невзгодах стоит помнить, что нас создал один Творец и всё, что случается с нами, происходит только по Его воле. Поэтому, чтобы разрешить проблему или исправить человека, лучше обратиться к Тому, Кто сотворил этого человека и создал его нрав, проблемы и прочее.

Мы часто переживаем за наших родных, близких и друзей, если они сошли с истинного пути и изменили своё жизненное направление. А почему мы не проявляем должного понимания и терпения в отношении тех, с кем мы живём под одной крышей?

Если кто-то из супругов был недоволен нравом второй половины, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал ему обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбами.

В таких случаях можно делать дуа, которое приводится в хадисе, переданном от ‘Али ибн Абу Талиба (радыяллаху ‘анху):

 اللَّهُمَّ اهْدِه (ها) لأَحسَنِ الأخلاقِ لا يَهْدي لأَحسَنِها إلَّا أنتَ، اصرِفْ عنه (ها) سيِّئَها لا يَصرِفُ عنه (ها) سيِّئَها إلَّا أنتَ

«Аллахумма-хдихи(ха) ли-ахсани-ль-ахляки, ля яхди ли-ахсаниха илля Анта, ва-сриф ‘анху(ха) саййиаха, ля йасрифу ‘анху(ха) саййиа-ха илля Анта».

Перевод:

«О Аллах! Веди его (её) к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя не может привести к лучшим нравам. И избавь (отдали) его (её) от дурных нравов, ибо, никто не избавит его (её) от дурных нравов, кроме Тебя». (Абу Давуд, 760; Тирмизи, 3422)

К наилучшему нраву ведёт только Всевышний Аллах, и от дурных нравов также избавляет Всевышний Аллах. Без связи с Создателем невозможно обрести благой нрав или устранить дурной, ибо это уже заложено в нас, мы нуждаемся в помощи Всевышнего, чтобы обрести благонравие и обезвредить скверный нрав.

Сердца рабов подвластны только Всевышнему Творцу. Поэтому супруги должны обращаться с мольбами к Аллаху, чтобы Он исправил дурной нрав их вторых половинок.

И главное – помните, Всевышний Аллах принимает наши искренние дуа и мольбы.