Мудрость Всевышнего: как появились расы?
Под расами понимают внешнее сходство (фенотип) людей по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Однако ДНК всех людей совпадает на 99,9%, что говорит об отсутствии между ними какой-либо разницы, кроме внешних признаков. Принадлежность к той или иной расе не влияет ни на умственные, ни на нравственные качества человека. Поэтому Всевышний Аллах Азза ва Джалля сделал различие между людьми перед своим Ликом только в вопросах богобоязненности, сказав:
«О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины, и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Худжурат, 13).
Пророк же (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Нет преимущества для араба над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над чёрным, для чёрного над белым, кроме как на основе богобоязненности. Все люди от Адама, а Адам из земли». (Ахмад 411/5).
Традиционно выделяют три расы: негроидную, монголоидную и европеоидную.
Интересно, что это хорошо согласуется с исламской историей, которая с уст священных Писаний и божьих посланников рассказывает нам о событиях и их причинах, произошедших в ходе развития человечества. Вот, например, о чём говорит религия относительно происхождения расовых различий между людьми:
«После окончания Всемирного потопа, пророк Нух (алейхи саллям) вместе со спасшимися верующими сошёл с ковчега на сушу. Спустя некоторое время, из-за смены климата, в племени Нуха начинает распространяться чума, которая, по воле и мудрости Аллаха, уносит жизни всех, помимо пророка и его троих сыновей с их жёнами. В Коране сказано об этом:
«Мы спасли Нуха и его семью от великой печали и сохранили только его потомство» (ас-Саффат, 76-77).
Тогда Нух (алейхи саллям), для расселения людей по земле, поделил её между своими сыновьями на три части. Сыну Саму он определил территории Европы, Ближнего Востока, Ирана. Хаму – территорию современной Африки. Остальные земли назначает Яфесу. Таким образом, род Сама становится представителем европеоидной расы (арабы, персы, римляне), род Хама – негроидной (темнокожие народы), а род Яфеса – монголоидной расы (тюркский, китайский, народы Яджуджа и Маджуджа). Начинается новая эпоха человечества со вторым праотцом в лице пророка Нуха (алейхи саллям).
Почему род Хама стал иметь тёмный окрас кожи?
Об этом повествует следующий рассказ: после того, как обитатели ковчега ступили на сушу, пророка Нуха (алейхи саллям) начала беспокоить излишняя влажность воздуха. Всевышний велел ему посадить виноградное дерево, которое, по воле Аллаха, тотчас же начало давать свои плоды. Нух (алейхи саллям) выпил выжатый из них сок и, успокоившись, заснул. В это время ветер приоткрыл подол его одежды, обнажив его срамные места. Хам, увидев это, стал смеяться над отцом, забыв о почтительности. А Сам с Яфесом быстро отвели свой взор от наготы пророка и поспешили укрыть его, после чего начали ругать своего брата за неподобающее отношение к отцу и пророку. Когда Нух (алейхи саллям) проснулся от их криков и узнал о произошедшем, рассердился на Хама, призвав на него проклятие:
«О, Хам! Пусть же лица твоих детей будут чёрными! Служить им потомкам Сама и Яфеса в унижении!» Молитва Нуха сразу же была принята, ведь молитвы родителей и, тем более, пророков Всевышний принимает беспрепятственно» (Из книги «Кысас аль-анбия»).
Мудрость Создателя невозможно понять полностью. Но предопределяемое им всегда сопровождается благом для Его рабов. Однако, только если они станут блюсти границы Его заповедей. Нарушение этих границ путём их стирания, может привести к плохим последствиям, так как: «Народы подобны большим семьям со своими порядками, привычками, образом мышления, укладом жизни, кухней. Самобытность каждого народа является организованной системой, которая обеспечивает сплочённость, социальную и духовную целостность. К тому же, это позволяет отразить вредоносное вторжение иных взглядов, сохраняя нравственность, культуру, язык и идентичность в целом. В такой сплочённости народов можно увидеть единомыслие, здоровые патриотические чувства, что делает общество ещё более сильным и духовно богатым. И, поистине, это великая милость Аллаха Субханаху ва Та’аля. Сегодня мы можем видеть, как духовно обнищали те народы, которые не смогли сохранить свою самобытность, лишились единства и подлинной свободы. С каждым днём они отдаляются от набожного образа жизни, и, как следствие, падает уровень их нравственности…» (Из статьи «Почему мусульмане слабые?» Часть 2).
Потому необходимо принимать различие и то разнообразие, которое сотворил Господь. А попытка стирания этих различий, говорит о неприятии воли Всевышнего и признании того, что некоторые люди упорно не желают уважать определённые народы из-за их внешних отличий. Иначе, вместо запуска процессов глобализации, они бы работали над усилением пропаганды их сохранения и развития. Тем более, что понятие «раса» скорее относительное, вошедшее в основу истории единого человечества. Ведь расовые признаки активно видоизменяются по причине их постоянного смешения в ходе создания межрасовых браков.
Важным и неизменным остаются культура, язык, обычаи, о чём и говорится в вышеприведённом, 13-ом аяте суры «аль-Худжурат». Наличие у человечества различий во внешности следует воспринимать, как демонстрацию мощи и знания Аллаха, способного создать даже в одном виде творения нескончаемое разнообразие. И уникальность каждого напоминает человеку о том, что его Создатель имеет к нему индивидуальное отношение:
«Неужели человек считает, что Мы не соберём его костей (в День Воскрешения)? Конечно же, соберём! Мы способны восстановить даже кончики его пальцев!» (Аль-Кыяма, 3-4).