Фарид Салман: «Наше общество — это младенец. А младенца нельзя закармливать»
– Жил татарин – просто дар!
Звать – Дамир или Ильдар.
А сейчас что стало с ним,
С нашим другом дорогим?
Вечер. Чай. А в интернете.
Горько плачут чьи то дети: «Приезжай скорее к нам!
Нас спасти зовет Коран!»
…Только всем принес беду
И горит теперь в Аду.
Дети-сироты, жена –
Безутешная вдова.
Мир горит. А в том пожаре
Ни Дамира, ни Ильдара…
О том, откуда появилось это творение и о роли журналистов в противодействии распространению деятельности террористической группировки «ИГ» на территории России и стран СНГ, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин рассказал журналистам в ходе прошедшей конференция «Коранический и светский взгляд на идеологическое противостояние».
– Приложением к имени будет местность, откуда они взялись, например, аль-Багдади — из Багдада. В хадисе описывается, что среди них (террористов) появится смута, а Господь покажет истину. Надеемся, что никто не обманется на эти ложные возгласы.
О том, как воспринимается деятельность сторонников ДАИШ нашей молодежью и Духовным управлением мусульман, можно судить по стихотворным зарисовкам, которые приходят в адрес муфтия. Одно из таких произведений Камиль хазрат зачитал собравшимся журналистам.
Муфтий отметил, что молодежь всерьез обеспокоена сложившейся ситуацией.
– Начали в интернете появляться даже демотиваторы. Ребята, не относящиеся к духовенству, записывают ролики, пишут стихи о том, что надо бороться с этой болезнью.
Эта площадка – хорошее место для того, чтобы выслушать две точки зрения на проблему: религиозную и светскую, что позволит не только прийти к какому-то мнению, но и выработать определенный совместный план действий.
По словам Александра Терентьева, руководителя Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики, на сегодняшний день речь идет о вызовах, о том, что происходит сегодня в мире.
– Мы видим, что творится в Сирии, когда под «знамена ислама» собираются террористы. Безусловно, это не ислам, и не Исламское государства. Все, что происходит там, противоречит канонам веры, мирному характеру религии.
Вопрос сект не менее актуален, так как «ИГ» многие тезисы ислама взяло себе на вооружение. В связи с этим в головах людей сумбур, куча непонятной информации.
– Их (ДАИШ) идеология в чем-то привлекательна, в чем-то революционна, но насильственные методы борьбы, та кровь, та беда, те жертвы, которые приносятся, не могут приниматься цивилизационным сообществом.
Напомним, что конференция прошла в рамках Года татарских богословов и деятельностиГруппы стратегического видения «Россия – исламский мир». Не только для всей России, но и для Татарстана, где фактически половина населения исповедует ислам, это проблема не менее актуальна. В этом направлении крайне важным подспорьем станет создание Булгарской исламской академии имени Абу Ханифы, уверен Александр Терентьев. В этом направлении особое внимание уделяется восстановлению и изучению богатого богословского наследия татарского народа, исконно исповедовавшего ислам ханафисткого мазхаба.
– Это может послужить хорошей основой для консолидации всей мусульманской уммы, – отметил Терентьев. – Сегодня в этом направлении очень активную работу ведет Издательский дом «Хузур». Таким образом, вся работа подчинена тому, чтобы те основы богословского наследия, выработанные веками, давали возможность проживать в толерантной среде. Само учение Абу Ханифы есть народный ислам. Он путешествовал по миру, общался с представителями различных конфессий и национальностей, что и отразилось в религиозной доктрине ханафитского мазхаба, что мы и берем за основу. Булгарская академия как раз и будет развивать и тиражировать эти идеи среди народа.
Важный вклад изучения татарского богословского наследия в борьбу с радикалами и религиозными сектами отметил и Рафик Мухаметшин, ректор РИИ.
– Татарские богословы все рассматриваются применительно к российским, татарстанским реалиям. Татарская богословская мысль интересна не только своим содержанием, но и с методологической точки зрения. Тот же Зыятдин Камали писал о философии ислама, рассматривая все актуальные вопросы, волновавшие татар в начале XX века, то есть поднимались те вопросы, которые были важны для нашего народа. С этой стороны богословская мысль нашего народа более, чем актуальна. Это хороший инструментарий для изучения многих вопросов.
Отдельно стоит вопрос о реализации определенных программ в рамках образовательных заведениях, в том числе в стенах Казанского университета и Российского исламского института.
– В этом году была принята концепция развития исламского и исламоведческого образования, – отметил Рамиль Хайрутдинов, директор ИМОИиВ КФУ. – Мы можем говорить о том, что в скором времени совершим прорыв в создании трехуровневой системы образования, которая будет соответствовать всем необходимым требованиям. Здесь две линии: собственно конфессиональная составляющая, которая дается в медресе и исламских университетах, и светская подготовка специалистов с углубленным знаниям истории и культуры ислама.
То есть мы видим, что между государством в лице федеральных вузов и исламской системой образования существует активное взаимодействие, в том числе и в разработке планов, стандартов.
– Смысл этой концепции в том, чтобы вне зависимости от географического местоположения требования к подготовке имамов и специалистов должны быть одинаковыми.
О необходимости взаимодействия светских и религиозных организаций в ключе противостояния сектам и радикальным группировкам говорил и Фарид хазрат Салман, директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны РТ.
– Конечно, мы разделяем религиозное и светское. Но методы работы с современной аудиторией предполагают использование средств светского государства. Нельзя работать только с религиозно настроенной частью общества. Светский вариант преподнесения информации он более актуален, нежели сугубо религиозный.
Давая советы журналистам по тому, как правильно освещать материалы, касающиеся группировки «ИГ», Фарид хазрат сделал акцент на верном употреблении терминов.
– Не следует отождествлять террористов с исламом. Бесконтрольное, необдуманное использование термина «ислам» в состоянии вбить клин между отдельными слоями общества. Это недопустимо в нашем многоконфессиональном обществе. От журналиста зависит многое. Нельзя младенца закармливать. Младенец – это наше общество, которое только-только начинает воспринимать религиозную информацию. Нужно соблюдать пропорции.
Ильмира Гафиятуллина, Казань