Итикаф — что это такое?
Пребывание в мечети с намерением уединения называют итикафом. По мазхабу Абу Ханифы различают 3 вида итикафа.
Первый вид — это ваджиб, который совершается по причине обета. Например, если сказать, что если уладится такое-то дело, я совершу столько-то дней итикафа, или просто сказать, что обязательно совершу столько-то дней итикафа, то это становится ваджибом. В этом случае необходимо совершить итикаф на столько дней, на сколько сделал намерение.
Второй вид — это сунна итикаф в последние десять дней Рамадана.
Третий вид — это нафиль итикаф. Для него нет определенного времени и ограничения срока. Разрешается, если человек сделает намерение итикафа на всю жизнь. Но в определении его наименьшего срока есть разногласия. Так, по мнению имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), нельзя делать намерение меньше, чем на один день. Но, по мнению Имама Мухаммада (рахматуллахи алейхи), разрешается намерение даже на небольшое время. И на это есть фатва. Поэтому каждому человеку надо делать намерение итикафа при входе в мечеть для того, чтобы получать саваб итикафа, пока он занят намазом или другим поклонением. Итикаф имеет большое вознаграждение. И что может являться большим доказательством его ценности, чем то, что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) соблюдал его постоянно?
Передается, что если итикаф совершать с искренностью, то он является одним из лучших деяний. Итикаф — это уединение сердца, уход от этого мира и всего, что в нем. В итикафе человек постоянно занят поклонением. Спит он или бодрствует — он всё время остается в поклонении, приближаясь к Аллаху. В хадисе-кудси сказано: “Если человек приближается ко Мне на одну ладонь, Я приближаюсь к нему на одну руку, и кто идет шагом ко Мне, то Я бегу навстречу”. В итикафе человек является “гостем Аллаха”, и щедрый Хозяин всегда привечает гостя. Он защищен в крепости Аллаха, и враг не может добраться до него… Этот важный вид поклонения имеет еще множество других ценностей и особенностей.
Для мужчин лучшее место итикафа — это мечеть в Мекке, затем мечеть в Медине, затем мечеть Бейтуль-Макдис, затем соборная мечеть, затем своя мечеть. У имама Абу Ханифы есть условие, что в мечети, в которой делается итикаф, должен совершаться пятикратный намаз. По мнению имамов Мухаммада и Абу Юсуфа, достаточно чтобы была мечеть соответствующая Шариату, даже если там не будет намаза с джама’атом. Женщина может совершать итикаф у себя в домашней мечети, а если в доме не определено место под мечеть, то надо выбрать для этого какое-нибудь другое место в доме. (см. Большая Исламская Энциклопедия, Умар Насухи Бильмен)
А Аллах знает лучше.