Как Аллах оберегает Коран от искажения?

За всю историю человечества Всевышний Аллах отправил к людям больше 124 тысяч пророков, а избранным среди них он ниспослал Писания, по которым они должны были призывать людей к истине и судить между ними. Ни одно из этих Писаний не сохранилось до наших дней в своем истинном облике, все они были искажены и испорчены людьми, которые не смогли сохранить свою веру и религию.

Последнему из посланников, пророку Мухаммаду (саллаллаху аляйхи ва саллям), Всевышний Аллах ниспослал Благородный Коран, который Он обещал сохранить до Судного дня:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 9).

Аллах оберегал коранические откровения, когда они ниспосылались на землю, и будет оберегать их всегда. Откровение Корана оберегалось при ниспослании от подслушивания шайтанами, а затем после завершения ниспослания они оберегались и оберегаются от добавления, убавления и искажений, а его смысл – от ошибочных толкований.

Во время Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) Коран оберегался разными способами:

1. Лучшие способы в ниспослании откровения.

Всевышний Аллах ниспосылал Своему Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям) коранические аяты таким образом, чтобы ему было легче их выучить и сохранить в своем сердце. Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) так описывал получения им небесного откровения:

«Иногда приходящее ко мне откровение подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит» (аль-Бухари и Муслим).

2. Прочтение Корана вместе с ангелом Джабраилем (аляйхи салям).

Каждый год в месяц Рамадан ангел Джабраиль (аляйхи салям) прочитывал Коран полностью вместе с божьим посланником. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Аббасом (радыяллаху ‘анху), говорится:

«Пророк был самым щедрым из людей, а наиболее сильную щедрость он проявлял в Рамадан, когда ему являлся Джабраиль. Джабраиль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. В эти дни Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был щедрее вольного ветра» (аль-Бухари).

3. Записывание откровения.

Одним из способов сохранения Корана было записывание его аятов и сур сподвижниками. Всего около сорока сподвижников записывали коранические откровения. Среди них были Абу Бакр, Умар, Усман, Зейд ибн Сабит, Абдуллах ибн Са’д, Му’авия и другие.

Коран записывался на кусках кожи и различной материи, листьях пальм, костях и плоских камнях, а чернила изготавливались из сажи и копоти. Сообщается также, что после ниспослания определенной части Корана Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) указывал сподвижникам, куда именно следовало ее вписать.

Зейд ибн Сабит (саллаллаху аляйхи ва саллям), известный среди сподвижников как «Писарь откровения», говорил: «Я записывал откровения, которые ниспосылалиь Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям). Во время передачи откровений, он чувствовал сильный жар и капли его пота катились вниз по его телу словно жемчуг. Когда это состояние прекращалось, я приносил плечевую кость или часть чего-то еще. Он начинал диктовать, а я записывал это. Когда я заканчивал писать, он велел мне: «Читай!» – и я читал ему. Если в нем был допущен какой-либо пропуск или ошибка, он исправлял это, после чего я выносил записанное к людям».

4. Запрет на записывание хадисов.

Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) запрещал сподвижникам записывать свои хадисы, чтобы его слова не смешивались со словами Аллаха. Он говорил:

«Не записывайте за мной, а тот, кто записал что-либо, помимо Корана, пусть сотрет это. Передавайте хадисы людям, ибо в этом нет ничего такого» (Муслим).

Этот запрет был только в начальном периоде, после чего был отменен. Однажды посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) обратился с наставлением к людям. Среди них был человек по имени Абу Шах из Йемена, который сказал: «Запиши это для меня, посланник Аллаха». Пророк велел сподвижникам: «Запишите это для Абу Шаха» (аль-Бухари).

Также сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) подошел Абдуллах ибн Амр и рассказал, что некоторые сподвижники запретили ему записывать его хадисы. Пророк, указав ему на свой рот, сказал: «Записывай! Клянусь Аллахом, отсюда не выходит ничего, кроме истины!» (Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими).

5. Побуждение к изучению Корана.

Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) побуждал своих сподвижников изучать Коран, заучивать его наизусть и обучать его других: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему других» (аль-Бухари). Кроме того, божий посланник давал преимущества тем, кто лучше других знал Коран. Имамами в молитвах он велел становиться знатокам Корана, он ставил их во главе военных отрядов, а также велел первыми закапывать их тела в братских могилах.

Однажды Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) собрал военный отряд, чтобы отправить их в поход. Встав перед ними, он начал спрашивать их о том, сколько сур они знают. Когда очередь дошла до самого молодого среди них, он спросил: «Сколько ты знаешь из Корана?» Парень ответил: «Столько-то и суру «Корова». Пророк спросил: «Ты знаешь суру «Корова». Тогда тебя я назначаю амиром отряда» (ат-Тирмизи).

Все эти методы практиковались во времена Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Что касается эпохи сподвижников, то сохранение Корана главным образом было осуществлено двумя способами:

Собрание Корана во время правления Абу Бакра

Когда сподвижники стали бояться, что со смертью знатоков Корана в сражениях может утеряться божественное откровение, Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) решил собрать Писание Аллаха в единый мусхаф. Он поручил это ответственное дело Зейду ибн Сабиту (радыяллаху ‘анху), который впоследствии рассказывал: «Абу Бакр однажды вызвал меня к себе и сказал: «Ты умный юноша, и мы не подозреваем тебя во лжи или забывчивости, и ты обычно записывал то, что снисходило на посланника Аллаха в божественном откровении. Поэтому, разыщи Коран и собери его». Клянусь Аллахом, если бы Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) приказал мне сдвинуть гору, это не было бы труднее, чем то, что он приказал мне относительно собрания Корана. Я сказал ему и Умару (радыяллаху ‘анху), который стоял рядом с ним: «Как вы решились сделать то, что не сделал Пророк?» Абу Бакр (радыяллаху ‘анху) сказал: «Клянусь Аллахом, это (действительно) хорошее дело». Так я спорил с ним, пока Аллах не открыл мне сердце к тому, к чему Он открыл сердца Абу Бакра и Умара. Так я начал искать материалы Корана и собирать их, написанные на кусках пергамента, костях, листьях финиковой пальмы и сохранившиеся в памяти людей (знавших его наизусть)».

Собрание Корана во время правления Усмана

Когда мятежники окружили дом Усмана ибн Аффана (радыяллаху ‘анху), они обвинили его в реформаторстве и в том, что он противоречит сунне Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Третий праведный халиф сказал им то, на что они не смогли ничего противопоставить:

«Коран – речь Аллаха, а Аллах Един. Я объединил мусульман вокруг Корана и запретил им вести споры в отношении него. Причем моя работа была продолжением работы Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) по сбору Корана».

Итак, Коран во время правления Абу Бакра был собран в единый мусхаф с учетом диалектов различных арабских племен. Он имел до семи разновидностей чтений (кираатов), достигших абсолютной достоверности.

Сподвижники, читавшие Коран по одному виду чтения (кираата), разъехались по различным исламским регионам и обучали его жителей Корану именно по тому кираату, на котором они читали. Такой плюрализм в чтении создал смуту между жителями разных городов. Одни стали обвинять других в противоречии и искажении Корана. Даже мусульмане, находящиеся возле халифа стал спорить друг с другом по этому поводу. Усман говорил: «Вы, находясь тут, возле меня, умудряетесь спорить, значит, дела тех, кто находится в провинциях, еще хуже».

Повелитель правоверных принял решение копировать и размножить Коран. Для этого он создал комиссию из четырех сподвижников: Зейда, Абдуллаха ибн Зубайра, Саида ибн аль-Аса и Абд ар-Рахмана ибн аль-Хариса, которые записали Коран на диалекте курайшитов. Однако они не писали огласовки и диакритические знаки, что позволяло записывать одинаково слова, которые читались по-разному.