Как имам произносит фразу «Аамиин». Что такое «Аамиин»

Что касается фразы «Аамиин», то имам произносит ее после того, как закончит чтение Фатихи. Имам Малик же, да смилуется над ним Аллах, выдвинул другое мнение, которое также передается от Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, в передаче от Хасана. В доказательство своего мнения они приводят слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

إذَا قَالَ الْإِمَامُ وَلَا الضَّالِّينَ فَقُولُوا آمِينَ

«Когда имам скажет «Уа ляд-дааллиин», вы говорите «Аамиин»».

Распределение действий между имамом и джамаатом свидетельствует о том, что имам не произносит фразу «Аамиин» (потому, что по этому хадису, это действие отдано джамаату, а не имаму).

Нашим же доказательством являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

إذَا أَمَّنَ الْإِمَامُ فَأَمِّنُوا، فَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ تُؤَمِّنُ فَمَنْ وَافَقَ تَأْمِينُهُ تَأْمِينَ الْمَلَائِكَةِ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Когда имам произнесет Аамиин, то и вы говорите Аамиин. Потому, что чье проговаривание Аамиин совпадет с проговариванием ангелов, его прошлые грехи прощаются».

В том хадисе же, что они передали есть дополнение: «Сказал: «вы говорите «Аамиин»». Имам конечно же произносит «Аамиин», а фраза в хадисе указывает (не указывает на то, что имам не произносит «Аамиин», а указывает лишь) на то, что он не произносит ее вслух.

Таково мнение ученых нашего мазхаба, и это мазхаб Али и Ибн Мас‘уда, да будет доволен ими Всевышний Аллах.

Имам Шафии же, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал, что имаму следует произносить «Аамиин» вслух. Это также мнение Ибн аз-Зубайра и Абу Хурайры. Имам Шафии приводит в доказательство хадис от Ваиля ибн Худжра:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ إذَا فَرَغَ مِنْ الْفَاتِحَةِ فِي الصَّلَاةِ قَالَ آمِينَ وَمَدَّ بِهَا صَوْتَهُ

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда заканчивал чтение Фатихи в намазе, протяжным голосом произносил «Аамиин»».

Мы же основываемся на хадисе от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Всевышний Аллах:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ فِي صَلَاتِهِ آمِينَ وَخَفَضَ بِهَا صَوْتَهُ

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнес в намазе «Аамиин» тихим голосом».

Что касается того хадиса, что приводят они, то он толкуется тем, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал так ненамеренно, а так получилось. Или же он сказал вслух, чтобы обучить людей тому, что имам также как и джамаат, должен произносить «Аамиин».

Что такое «Аамиин».

Кроме того «Аамиин» своего рода молитва. Как и сказал Аль-Хасан смысл слова «Аамиин»: «О мой Аллах! прими (молитву».

На это также указывает аят Всевышнего Аллаха:

قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا

«Ваша молитва принята» — (10/89).

Как известно Муса, да пребудет над ним мир, молился, а Харун вслед за ним повторял «Аамиин» (То есть Аллах сказал: «Ваша молитва», а не «Твоя молитва». Таким образом действие Харуна тоже было названо молитвой, а он только произносил «Аамиин». А значит просто произношение «Аамиин» есть молитва).

А раз это молитва, то известно, что читать молитву скрытно лучше, чем открыто.

На основании слов Всевышнего Аллаха:

اُدْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً

«Взывайте к Господу своему, умоляя униженно и скрытно» — (7/55)
А также сказал посланник Аллаха, да пребудет над ним благословение и мир:

خَيْرُ الدُّعَاءِ الْخَفِيُّ وَخَيْرُ الرِّزْقِ مَا يَكْفِي

«Лучшая молитва – та, что скрыта, и лучший надел – тот, что хватает».

Есть два варианта произношения «Аамиин». Один с сокращение (Къаср) в виде «Амиин» (أَمِينَ). Другой с протяжением (мадд) в виде: «Аамиин» (آمِينَ). Вариант с протяжением указывает на то, что в структуре слова есть элемент обращения «Йа» (Эй/О), т.е. смысл «Аамиин»: «О Аамиин (прими)», как например говорится «Азиид» в смысле «Йаа Зайд» (О Зейд!). (Мабсут Сарахси)

Источник