Какое историческое событие описывается в суре «аль-Филь»?
Сура «аль-Филь (Слон) содержит 5 коротких аятов. Эта сура была ниспослана в Мекке. Мусульманские ученые сошлись во мнении, что эта сура повествует нам о событиях, произошедших в год рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Когда мекканцы впервые услышали исламский призыв, они в основной своей массе были язычниками. Конечно, они верили в Аллаха, но считали, что помимо Аллаха существуют другие боги, которые хоть и находятся в подчиненном положении, но оказывают Аллаху всяческую помощь.
Сура «аль-Филь» содержит исторические сведения, которые произошли на территории аравийского полуострова в VI веке н.э. Ориентировочно, это 570-571 года, в том же году появился на свет Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), поскольку в ранней мусульманской историографии этот год был назван «годом слона».
В суре рассказывается о том, как Аллах защитил землю Последнего Откровения от агрессивной экспансии правителя Абиссинии (Эфиопии). В суре это историческое событие описывается кратко, поскольку память о нем еще была жива в умах современников.
Историки утверждают, что Абиссиния вытеснила персов с аравийского полуострова и захватила Йемен. Губернатором Йемена был назначен жестокий и амбициозный военачальник Абраха.
Аравийский полуостров того времени находился в сфере интересов двух мощнейших империй – Сасанидской Империи Ирана и Византийской Империи. Арабы же, в свою очередь, ввиду трайбализма и клановости их самоорганизации, не представляли какой-либо вразумительной силы, к тому же не имели собственного государства. Но, начиная со второй половины VI века, в Африке набирает силу новое государство, которое дерзнуло бросить вызов Сасанидам и Византийцам. Это Абиссинская Империя, объединявшая территории современных Эфиопии и Эритреи.
Абиссинцы исторически, начиная с IV в. н.э, исповедовали христианство. Как известно, обряды хаджа появились во времена Пророка Ибрагима и арабы во все времена соблюдали традицию ежегодного паломничества в Мекку. Ввиду своей популярности и удачного расположения, Мекка довольно быстро превратилась в крупный торговый узел, обогащая год за годом племя курайшитов, которые являлись историческими хранителями Мекки и Каабы.
Абраха желал перенести центр торговли из Мекки в Сану, но понимал, что для этого потребуется не только захватить регион, но и заменить в сердцах арабов Каабу на что-то соответствующее. Захватив Йемен, Абраха распорядился воздвигнуть в Сане величественный храм, который должен был соревноваться по значимости с Каабой в Мекке. Тем не менее, арабы не спешили менять дорогую сердцу Каабу на йеменский храм.
Абраха был в ярости. Он распорядился собрать армию, в которую вошло 30 боевых слонов и двинулся на Мекку. Арабские войска терпели поражение за поражением и отступали. Таким образом, в 570-м году Абраха со своим войском подошел к Мекке.
Когда Абраха приблизился к городу, вмешался Аллах. Слон, двигавшийся в авангарде абиссинского войска сел на землю и отказывался двигаться дальше. Его погонщики не могли заставить слона сделать хотя бы шаг в сторону Мекки, в то время как слон охотно шел в любую другую сторону.
Аят первый: Армия слона
Аллах спрашивает у Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллям):
«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона?». (Сура аль-Филь, аят 1)
Наказание Аллаха не ограничивается будущей жизнью, и это событие является примером того, что Аллах может нанести наказание в любое время. Этот инцидент также привлекает внимание читателя к этому историческому факту, тем самым подчеркивая его большое значение.
Этот случай был так хорошо известен арабам, что год, в который он произошел, стал известен как «Год Слона», и они использовали это название для описания продолжительного периода времени. Эта история даже стала своеобразной точкой отсчета, поскольку арабы того времени употребляли выражения «это случилось за два года до Года Слона», «это было в Год Слона».
Аят второй: Неудача
Дальше Аллах демонстрирует Свою силу обращать любой замысел человека в неудачу. Все замыслы абиссинцев Аллах обратил в провал, поскольку их план шел в разрез с планами Аллаха.
«Разве Он не запутал их козни». (Сура аль-Филь, аят 2)
Мекканцы были слишком слабы, чтобы встретиться с агрессорам лицом к лицу, но Аллах взял на Себя защиту своего Святого Дома.
Аяты третий и четвертый: Стаи птиц
«и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины». (Сура аль-Филь, аят 3-4)
В Коране подробно и красочно описано поражение войска Абрахи. Аллах послал против абиссинцев стаи птиц, каждая из которых несла с собой по несколько камушкев глины.
Исламские историки говорят, что птицы были разных видов, некоторых из них никогда не видели в этой области раньше. В дополнение к этому, они летели со всех сторон.
Те, кто помнил это событие, говорили, что эти стаи заполнили все небо, насколько люди могли видеть. Птицы держали камушки в клювах и в каждой из их лап, и они падали, как дождь, один за другим. Камушки были брошены с такой высоты, что говорят, что они пробивали головы навылет.
Таким образом, Аллах сохранил Мекку, создав условия для появления и развития Его религии.
Аят пятый: Истребление
«и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев». (Сура аль-Филь, аят 5)
В конце следует яркое описание того, что осталось от войска Абрахи. Аллах сравнивает воинов со скошенной соломой, которую заготавливают в корм скоту.
В конце-концов из войска Абрахи не выжил никто. Его армия была полностью уничтожена. Сам Абраха чудом уцелел. Аллах сохранил ему жизнь в назидание абиссинциам. Он вернулся в Сану, но выглядел жутко. Его кожа отделялась от плоти и все тело было в язвах. Обычно, проигранное сражение предполагает контрнаступление, но абиссинцы после этого случая навсегда зареклись возвращаться в Хиджаз.
У Аллах есть сила, чтобы уничтожить Его врагов с самым невероятным оружием.