Какую мудрость таит в себе хадж

Хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом.

Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определенное время и в определенном месте земли, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке земного шара.

Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключенных в этом столпе Ислама.

Некоторые мудрости паломничества

1. Объединение мусульман. Ислам придает особое значение теплым дружеским отношениям между мусульманами. Предписания Ислама способствуют сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала встречаются пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там обязательный коллективный намаз. Жителям каждого населенного пункта предписано раз в неделю собраться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже. Хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.

2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, обращаются в одну и ту же сторону, т.е. в сторону Каабы.

3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они не находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет единобожия.

4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии; господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину, это то место, которое напоминает о равенстве всех людей перед Аллахом. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.

5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках – пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием. Прежде всего вспомним первого человека на земле Адама (алейхи салам), который впервые босиком, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима (алейхи салам) и Исмаила (алейхи салам), которые заново строили Каабу после всемирного потопа.

Также верующие представляют Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам), который помогал при реставрации Каабы, совершал обход вокруг нее, целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына и будущего пророка Исмаила. Будучи в Мина, где кидают камешки, он вспоминает о пророке Ибрахиме (алейхи салам), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни, и пророка Исмаила (алейхи салам), которого отец вел оттуда для принесения в жертву. Стояние на горе ‘Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама (алейхи салам) и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках ее называют горой встреч и ожидания.

На ‘Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не уподобляйтесь неверным, которые враждуют друг с другом…».

6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять стойкость в преодолении трудностей, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздает милостыню неимущим.