Скромность – плод веры

Как передает Ибн Умар, пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) проходил мимо мусульманина из Медины, который просил своего брата перестать быть скромным. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал ему:

«Оставь его, как он есть; поскольку скромность проистекает из веры» (имам аль-Бухари).

Скромность – это достоинство

Каждый мусульманин, кто верит в Аллаха , знает, что человек не одинок, даже если никого нет рядом. Он всегда находится в присутствии своего Господа. Осознание этого помогает человеку разработать систему автоматического самоуправления.

Скромность находит свой источник в этом механизме и удерживает человека от принятия неправильных решений.

Чувство скромности возглавляет список характеристик, которые отличают человека от других творений. Существует широко распространенное убеждение, что скромность ставит человека в неблагоприятное положение в современном мире. Однако на самом деле самыми большими препятствиями на пути к успеху являются слабость, робость, трусость и неэффективность, а вовсе не скромность.

Праведный халиф Умар (радыяллаху ‘анху), несмотря на то, что был одним из близких Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сахабов и правителем мусульман, всегда был примером скромности и самокритичности. Даже когда государство, которым он руководил, стало одной из ведущих и мощных держав, он сам себе чинил прохудившуюся обувь и зашивал свою одежду, не отличавшуюся богатством и ослепительным великолепием.

Его армия побеждала армады супердержав, а он ел из одной посуды вместе со своим слугой и мог помочь ему, когда тот в этом нуждался. Он сам занимался закупкой на рынке и сам носил свои вещи, хотя обладал достаточной властью и мог лишь, сидя, указывать, кто и что должен делать. Он не делил людей на богатых и бедных, относясь ко всем одинаково и справедливо.

Верующий человек должен отличаться в первую очередь не умением говорить красивые слова, а благим нравом и скромностью, где за него говорят поступки. Ибо, как сказал Всевышний Создатель в одном из аятов Священного Корана:

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (смысл 63 аята суры «Аль-Фуркан»).

По словам имама Газали, одним из признаков психической зрелости ребёнка является появление чувства скромности, и он говорит, что этот период – самое лучшее время, чтобы начать его обучение.

Как стать скромнее

Люди отличаются в своих особенностях, возможностях и воле в принятии или изменении качеств характера. И если человек по своей природе склонен выражать особое качество, то совершенствовать его будет легче. Это из-за внутренней склонности (фитра), которая есть в нём. Что же касается скромности, она может быть врождённой и приобретённой. Несколько советов, которые помогут вам стать более скромным или же обрести скромность:

1. Воздерживайтесь от неприличных слов и действий, как, например, злословие.

Это лишь раззадорит шайтана, который стремится заставить человека оступиться и искушает подобными деяниями. Воздержание от этих действий не позволит ему искусить вас и сбить с истинного пути.

2. Непрерывно изучайте достоинства скромности и откройте своё сердце для них.

Возьмите на себя обязательство обрести высший уровень скромности и обрести довольство Всевышнего Аллаха.

3. Укрепляйте веру (иман) в сердце, так как скромность – это плод веры и знания Аллаха Всевышнего.

4. Поклоняйтесь Аллаху , размышляйте над Его красивыми именами и качествами, которые приведут к осознанности Аллаха  и совершенному нраву.

Примерами таких имён являются: Всезнающий, Всемилостивый, Всепрощающий, Всевидящий, Всемогущий, Защищающий.

5. Последовательно выполняйте обязательные и дополнительные акты поклонения.

Акты поклонения укрепляют веру (иман) и становятся защитой от всего пагубного.

6. Будьте правдивы и избегайте лжи.

Правдивость приводит к праведности, а скромность является частью праведности. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:

«Правдивость ведёт к праведности, а праведность ведёт в Рай».

7. Практикуйте скромность на регулярной основе, чтобы она стала вашей склонностью.

В стремлении за одним благим качеством человек обретает другие благие качества, например, терпение.

8. Общение с праведными людьми.

На нас большое влияние оказывает наше окружение. И благие качества, которые проявляют люди в нашем окружении, мы постепенно начинаем принимать сами.

9. Помните о величайшем примере проявления человеком скромности – о пророке Мухаммаде (саллаллаху аляйхи ва саллям).

Изучайте его прекрасные качества. Кроме того, изучите скромность его сподвижников и их жизни.

Пример скромности – пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям)

Скромность – это большая добродетель. Именно она противопоставлена гордыне – пороку, погубившему сатану, который счёл себя лучше пророка Адама (аляйхи салям).

Скромность украшает как мужчину, так и женщину, и добиться истинной скромности можно лишь через Ислам. Подумайте сами, если все наши действия созданы Всевышним Аллахом, очевидно, что нашей заслуги в них нет: гордиться нечем, надо лишь благодарить Господа за дарованные блага. Наши знания и умения, наши достоинства, наш Ислам – это милость от Создателя. Если человек возгордится и не будет благодарить Аллаха , Всевышний может забрать у раба и богатство, и знания, и способности, и веру.

Скромность – это признак, подтверждающий человеческую природу, ибо она раскрывает значимость его веры и степень его воспитанности. Когда вы видите, что человек стесняется какого-либо совершенного «не к месту» поступка, или как краска стыда покрывает его лицо, если он совершил что-то неприличное, то знайте, что его совесть жива, его источник незапятнан, его природа чиста. А если вы видите человека толстокожего, с притупленными чувствами, не обращающего внимания на то, что он берёт и что оставляет, то это человек, в котором нет добра, в котором отсутствует доля скромности, служащая сдерживающим началом, уберегающим его от прегрешений и низменных поступков.

Наш Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) был очень скромным человеком. Он сам штопал свою одежду, сам чинил свою обувь, был очень застенчив. Если посланный как милость для миров пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) не гордился своим положением, разве мы имеем право гордиться чем-либо?