О правах животных в Исламе
Существует много хадисов о словах и действиях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые запрещают мусульманам беспричинно и неоправданно лишать жизни животных. Ниже приведём некоторые из них.
«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».
Ведь каждое создание Аллаха имеет право на справедливое, гуманное и милостивое отношение.
Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«لعن الله من مثل بالحيوان»
«Всевышний проклинает того, кто уродует (четвертует) животных».
Передают, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».
Из приведённых преданий и подобных им следует, что человек не имеет права лишать жизни животных, если они не причиняют ему беспокойства или не угрожают ему.
Использование животных человеком
Животные используются человеком в различных целях и в разных сферах. Ислам предписывает мусульманам ряд ограничений в их использовании. Ниже приведём некоторые предписания исламского законодательства, регламентирующие сферу использования человеком животных.
Абузар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».
Джафар ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал:
«У владельца есть обязанность по отношению к животному. В том числе владелец не должен перегружать вьючное животное или долгое время сидеть на верховом». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «У владельца есть обязанности по отношению к животным. В том числе, владелец не должен без дела засиживаться в седле, перегружать животное сверх его грузоподъёмности и вынуждать к долгим путешествиям».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Не превращайте спину животного в сиденье, ибо Всевышний покорил их вам. Совершайте поездки верхом только по необходимости. Если животное везёт поклажу или людей в сиденьях, следите за тем, чтобы они не накренялись».
Одно из указаний сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов] не должен долго сидеть верхом, чтоб не изранить спину животного. Посему, сборщик обязан по справедливости использовать верховых, по необходимости давать отдых уставшим животным, раз в несколько часов рассёдлывать их и пускать пастись».
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Семеро, на которых Аллах не посмотрит взглядом милости в День суда и не оправдает их: … человек, который совершает половой акт с животным» (аль-Байхаки).
Али (да будет доволен им Аллах) изрёк: «Бог проклинает того, кто проклинает животных». Запрещается также ругать, проклинать животных и бить их по морде. «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу».
Существует предание о том, что имам Зайн ал-Абидин (да будет доволен им Аллах) двадцать, а по другим преданиям, сорок раз совершил паломничество в Мекку верхом на верблюде, ни разу не ударив его хлыстом. Он в одном из завещаний своему сыну, имаму Мухаммаду аль-Бакиру (да будет доволен им Аллах), говорил: «О сын мой, я на этом верблюде много раз совершил хадж, но ни разу не бил его хлыстом; и когда он умрёт, ты похорони его, чтоб хищники не растерзали труп».
Однажды Пророк проходил мимо человека, который, точил нож поставив ногу на бок животному и животное видело это. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Ты хочешь что оно (животное) умерло два раза? Разве нельзя было поточить нож до закалывания?!» (Табарани в книге «аль-Кабир»).
Даже показывать нож жертвенному животному порицается в Исламе, дабы не испугать животное и не мучить ее.
Одно из указаний повелителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах) сборщикам налогов гласит: «[Сборщик налогов — закят] не должен разлучать верблюжонка с его матерью». (в книге «ианат ат-Талибин) Даже разлучать детеныша который сосет вымя матери запрещается по мнению некоторых ученных.
Всевышний ничего не создал без надобности, и человек должен быть справедливым ко всем творениям Аллаха.