Основное о посте и других аспектах месяца Рамазан
Всевышний Творец из 354 (355) дней лунного года выделил благословенные периоды, в течение которых у человека есть уникальная возможность совершить духовное восхождение. Одним из самых благодатных таких периодов является девятый месяц мусульманского календаря, Священный Рамазан, также называемый «господином месяцев», «месяцем Божественной милости», «месяцем прощения», «месяцем добра», «месяцем Корана» и другими прекрасными названиями, отражающими его суть.
Также Рамазан ‒ это месяц, в который был ниспослан Священный Коран, низведенный на ближнее, мирское небо и в последующем, в течение 23-х лет, передаваемый ангелом Джабраилом (Гавриилом) (мир ему) пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). И именно в Рамазан посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) повторял ниспосланные аяты, перечитывая их по памяти вместе с Джабраилом (Гавриилом)
Месяц Рамазан ‒ это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различения [чтобы отличить истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни. Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей, чтобы полноценно смогли вы соблюсти пост и возвеличить Господа за то, что Он вывел вас к пути истинному, ‒ может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)!* Священный Коран, 2:185
Рамазан ‒ это время зарабатывать вечный Рай и довольство Господа миров. В Рамазане многие дела могут удостоить нас великой награды: пост, пятикратный намаз, молитва «Таравих», искренняя мольба-ду’а, ифтар (разговение), предрассветный прием пищи (сахур), пожертвования и многие другие благие дела и поступки. Каждое мгновение из этих благодеяний способно окунуть в бесконечную благодать и счастье.
Если человек, по милости Всевышнего, застал Рамазан в добром здравии, он обретает возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности, обязуясь исполнять то, что заповедовал Господь. Не нужно бояться обратиться к Нему с покаянием, сколь бы великими ни были наши грехи. «Поистине, Всевышний Всепрощающ, Всемилостив»
Давайте постараемся раскрыть основные моменты, характерные для Рамазана:
Определение начала месяца Рамазана
В вопросе о точной дате начала месяца поста аксиомой является ежегодное официальное решение мусульманских руководителей в том или ином регионе.
Например, в отдельных государствах население заблаговременно информируют о начале Священного месяца. Данное решение основывается на астрономических расчетах, дающих достаточную точность. Людям необходимо следовать тому, что скажут местные религиозные руководители. В Священном Коране говорится:
О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу, Господу), [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями. Если вы столкнулись с чем-то спорным, то передайте это воле Всевышнего и Его посланника [не надевайте на себя мантию проповедника и ревнителя Истины в том, что спорно, а оставьте на волю Господа; не доводите ситуацию до споров и взаимных оскорблений, восстаний и переворотов], если вы веруете в Аллаха (Бога, Господа) и в Судный День [где все встанет на свои места, где будут приняты во внимание не только ваши поступки или суждения, но и ваши потаенные намерения]. Это [то есть умение в чем-то сложном и спорном не перейти в конфронтацию, а оставить на волю Творца] — лучшее [решение] с наилучшим концом.* Священный Коран, 4:59
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Имам у вас для того, чтобы следовать ему”. [См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.]
Молитва «Таравих»
Таравих (араб.) – множественное число от “тарвиха”, что переводится как “отдых”. Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракаатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. [См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127]
Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккада) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Кто выстаивает молитву в месяц Рамазан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи. хадис от Абу Хурайры; св. хадисов аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и др.
Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша-намаза) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамазан. Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».
Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации, духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения.
Мечеть ‒ это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамазан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракаатов, остальные ракааты они дочитывали дома. хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. хадисов Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др.
О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракаатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракаатов.
‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамазан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». [См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис No 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис №946]
Имам Малик (да будет доволен им Аллах) дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракаатов молитвы «Таравих». С того момента двадцать ракаатов утвердились в качестве сунны. Пророк Мухаммад говорил: “Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов”. ‘Умар был одним из них – вторым праведным халифом. В то же время есть упоминание и о восьми ракаатах».
Совершение в “Таравихе” двадцати ракаатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракаатов, что также соответствует Сунне. [См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58]
Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракаатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода. [См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089]
Совершается молитва «Таравих» после двух ракаатов сунны ночной молитвы (‘Иша-намаза). Желательным является выполнение ее по два ракаата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракаатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно. [См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1091]
По примеру сподвижников Пророка (да будет доволен ими Аллах), после каждых четырех ракаатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.
Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая
سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ
سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِ يَا ءِ وَ الْجَبَرُوتِ
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لَا يَامُوتُ
سُبُّوحٌ قُدُّوسُّ رَبُّ الْمَلَاءِكَةِ وَ ارُّوحِ
لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ نَسْتَغْفِرُللَّه نَسْأَلُكَ الْجَنَّاةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ
Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар.
Перевод:
Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небеснымвладычеством.
Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь.
СвятТот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.
Он – восхваляем и свят. Он – Господь ангелов и святогоДуха (ангела Джабраила – Гавриила).
Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца.
О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада.
Мусульманский пост
Мусульманский пост – это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным. В то же время нужно ответственно отнестись к духовному содержанию поста – временному лишению себя определенных благ, поклоняясь тем самым Господу и выполняя Его веления.
О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.
Считанными днями являются дни поста. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни, [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни] должны накормить бедняка. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это ‒ наилучшее для вас, если бы вы только знали!* Священный Коран, 2:183-184
Милостивый Творец, воздающий за каждое доброе дело в семь, семьдесят, семьсот или даже больше раз, не определил размер вознаграждения для поста. Есть такие слова Господа миров, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует):
Всякое дело потомка Адама [то есть человека] ‒ для него самого, кроме поста. Воистину, он (пост) ‒ для Меня и Я воздам за соблюдение его [по меркам Божественной щедрости и милости]. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1904
Соблюдение поста в этот благословенный месяц является одним из столпов Ислама и обязанностью каждого мусульманина. Есть также условия, при которых соблюдение поста обретает каноническую обязательность:
— зрелость (по шариату),
— здравость рассудка (люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики),
— физическая способность поститься.
Пост заключает в себе многочисленные земные и неземные, телесные и душевные блага для нас. Это и благодарность Всевышнему за Его неисчислимые земные богатства, предоставляемые нам. Это и поклонение, которое не дает забыть о реалиях повседневной жизни. Это и пример самосовершенствования.
Пост напоминает человеку о его духовной сущности, изменяя в сознании иерархию ценностей. Пост является преградой для грехов. Он способствует проявлению и укреплению чувства любви и милосердия, смягчает сердца, способствует проявлению добрых качеств характера, которые являются следствием «имана» (веры).
Пост учит человека быть терпеливым и бережливым. Постящийся обретает созерцательный взгляд на мир, перестает бессмысленно торопиться, получает светлое удовлетворение от каждого мгновения предоставленной жизни.
Чудо этого состояния не только в том, что человек отказывается в течение светлого времени суток от еды. Он берет под контроль многие черты своего характера, свое поведение в отношении людей, мира растений и животных, всего мироздания. Эта внимательность, чуткость развивает в нем ключевое качество для мусульманина ‒ умение быть на страже своей веры и чистоты своего сердца.
Закятуль-фитр
Завершается пост совершением праздничной молитвы ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам).
Но перед совершением праздничного намаза каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Закятуль-фитр.
Закятуль-фитр и садакатуль-фитр ‒ это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамазан сразу по его окончании.
Закятуль-фитр ‒ налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам, а точнее ‒ до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.
Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы. хадис от Ибн ‘Умара, св. хадисов аль-Бухари, Муслима
«Са‘ », упоминаемый в хадисе, ‒ это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г., по мнению ученых ханафитского мазхаба, и ‒ 2172 г., по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс.
Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом:
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это ‒ принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это ‒ милостыня из числа милостыней. св. хадисов Абу Дауда
Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте.
В одном из хадисов говорится, что в Раю есть специальные врата для постящихся, которые называются ар-Райян. В Судный День будет сказано: Где те, кто соблюдал пост? Войдите в Рай через врата ар-Райан. [См., например: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын.Т.2.С.115,хадис №1218]
О, Господь! Включи нас в число тех, кто в Судный День будет выделен перед всеми остальными творениями по причине соблюдения поста и войдет в Рай через врата ар-Райян!!! Амин.