Почему коллективный намаз лучше именно в 27 раз?
Ислам рекомендует верующим совершать все обязательные намазы коллективно в джамаате. В этом кроется особая милость Всевышнего к своим рабам, ибо за коллективный намаз верующий получает намного больше награды, чем за индивидуальный.
Каждому верующему по возможности следует совершать пятикратный обязательный намаз в джамаате. Лучше всего совершить эти намазы в мечети, но когда не получается, можно совершить коллективный намаз дома или в другом подходящем месте. То есть мечеть не является обязательным условием для этого.
Помимо этого, совершение намазов в джамаате сближает братьев по вере, улучшает взаимоотношения между ними, укрепляет любовь, чувство братства и взаимопомощи. Коллективный намаз сплачивает единоверцев и даёт им возможность ощутить вкус веры и всю красоту нашей религии.
Согласно хадисам Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), награда за намаз, совершённый коллективно, в 27 раз (по некоторым версиям в 25 раз) больше, чем за намаз, совершённый индивидуально.
От ‘Абдуллаха бин ‘Умара (радыяллаху ‘анху) передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
صَلَاةُ الْجَمَاعَةِ تَفْضُلُ صَلَاةَ الْفَذِّ بِسَبْعٍ وَعِشْرِينَ دَرَجَةً
«Коллективный намаз превосходит индивидуальный на двадцать семь ступеней». (Бухари, 645; Муслим, 650)
В других версиях этого хадиса, которые передают Абу Хурайры, Абу Са‘ида аль-Худри, ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда, Убайя ибн Ка‘ба, ‘Аиши и Анаса (да будет доволен ими всеми Аллах), сообщается о превосходстве награды на двадцать пять ступеней.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Объединение этих версий можно провести по трём направлениям:
— первое: между нет противоречия ними, ибо меньшее количество не опровергает большее;
— второе: возможно, вначале Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) рассказал о более малой награде, а потом Всевышний Аллах сообщил ему об увеличении награды, и он рассказал об этом сахабам;
— третье: награда меняется в зависимости от молящихся и самого намаза.
Следовательно, у кого-то из них награда на 25 ступеней выше, а у кого-то – на 27, учитывая полноценность намаза, соблюдение желательных действий и смирение, также учитывая количество молящихся, их достоинства, достоинства места и тому подобное».
В любом случае все версии этого хадиса указывают на достоинства коллективного намаза и на ту огромную награду, которую уготовил Всевышний тому, кто совершил намаз в джамаате, и эта награда в 27 раз превосходит намаз, совершённый индивидуально.
Причину такого умножения награды за коллективный намаз невозможно объяснить с точки зрения логики. Это восходит к пророческим знаниям, сущность которых не могут постичь даже самые проницательные из людей.
На некоторые факты, которые могут быть причиной такого увеличения награды, указал другой хадис Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал:
صَلَاةُ الرَّجُلِ فِي الْجَمَاعَةِ تُضَعَّفُ عَلَى صَلَاتِهِ فِي بَيْتِهِ وَفِي سُوقِهِ خَمْسًا وَعِشْرِينَ ضِعْفًا، وَذَلِكَ أَنَّهُ: إِذَا تَوَضَّأَ فَأَحْسَنَ الْوُضُوءَ، ثُمَّ خَرَجَ إِلَى الْمَسْجِدِ، لَا يُخْرِجُهُ إِلَّا الصَّلَاةُ، لَمْ يَخْطُ خُطْوَةً، إِلَّا رُفِعَتْ لَهُ بِهَا دَرَجَةٌ، وَحُطَّ عَنْهُ بِهَا خَطِيئَةٌ، فَإِذَا صَلَّى، لَمْ تَزَلِ الْمَلَائِكَةُ تُصَلِّي عَلَيْهِ، مَا دَامَ فِي مُصَلَّاهُ: اللَّهُمَّ صَلِّ عَلَيْهِ، اللَّهُمَّ ارْحَمْهُ، وَلَا يَزَالُ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاةٍ مَا انْتَظَرَ الصَّلَاةَ
«Коллективная молитва, в которой принимает участие человек, в 25 раз превосходит молитву, совершаемую дома или на рынке, так как если он совершит омовение должным образом, а потом отправится в мечеть, покинув свой дом только ради молитвы, то за каждый сделанный им шаг он будет подниматься на одну ступень, и с него за это будет сниматься одно прегрешение. Когда же он помолится и останется на месте своей молитвы, ангелы не перестанут возносить за него свои мольбы, говоря: “О Аллах, благослови его, о Аллах помилуй его!” – и каждый из вас будет продолжать находиться в намазе всё то время, пока он будет ожидать наступления времени следующей молитвы». (Бухари, 647)
Имам аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», комментируя этот хадис и говоря о достоинствах коллективной молитвы, приводит каждое из них по отдельности как преимущество перед другими намазами и пишет следующее:
«Учёные пустились в рассуждения относительно причин увеличения награды за джамаат-намаз на вышеупомянутые ступени. Аль-Мухибб ат-Табари сказал: «Некоторые из них пишут, что в хадисе Абу Хурайры (радыяллаху ‘анху) есть указание на некоторые из этих причин, к ним же добавляются и другие факты, которые передаются по этой теме».
Все эти причины собрал и подробно изложил Ибн Баттал, за которым последовала группа учёных, прокомментировавших эти хадисы. Потом Аз-Зайн ибн Аль-Мунир внимательно изучил некоторые места из тех, что перечислил Ибн Баттал, и выбрал другое изложение.
Я пересмотрел всё, что попало мне в руки, и исключил всё, что не касается коллективного намаза. Вот эти причины:
1. ответ на призыв муэдзина с намерением совершить намаз в джамаате;
2. ранняя отправка на коллективный намаз в начале отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза;
3. поход в мечеть с сохранением спокойствия тела и духа (сакину);
4. вступление в мечеть с вознесения дуа;
5. совершение намаза приветствия мечети (тахийята);
(Всё это должно быть сделано с намерением совершить намаз в джамаате.)
6. ожидание сбора джамаата и совершения коллективного намаза;
7. благословение ангелов (тех, кто пришёл на коллективный намаз) и их истигфар (просьба о прощении грехов);
8. свидетельство ангелов;
9. ответ на икамат;
10. защита от шайтана, который убегает, когда оглашается икамат;
11. ожидание вступления имама в намаз или вступление в намаз за имамом с того места, куда он дошёл, когда прихожанин пришёл в мечеть;
12. вступление в намаз сразу за имамом, как только он произнёс вступительный такбир;
13. выравнивание рядов молящихся без пустоты в рядах;
14. ответ на слова имама, когда он произносит выражение: «Сами‘а- Ллаhу ли-ман х’амидаh» (словами: «Раббана ля-ка-ль-х’амд»);
15. уверенность в том, что в большинстве случаев ошибки по невнимательности (саhв) не будет, а имама можно исправить тасбихом или подсказкой, если он ошибётся в чтении;
16. хушу‘ (смиренность) в намазе и безопасность от того, что отвлекает внимание от намаза в большинстве случаев;
17. улучшение внешнего вида в большинстве случаев;
18. окружение ангелами;
19. обучение рецитации (правильному чтению суры Аль-Фатиха, других сур, молитв и дуа), арканам (составным частям) и аб‘азам (важнейшим суннатам) намаза;
20. открытое исполнение обрядов Ислама;
21. унижение шайтана собранием для совершения поклонения, помощью друг другу в послушании Всевышнему и ободрением обленившихся;
22. спасение от лицемерия и дурного предположения других о том, что прихожанин вообще не совершает намаз;
23. ответ на приветствие имама (на салям, которым он завершает намаз);
24. польза от объединения единоверцев для вознесения дуа и чтения молитв (зикров), а также полный баракат у тех, чей намаз был неполноценным;
25. установление дружбы между соседями, а также взаимное соглашение между ними о встречах для совершения намазов;
Относительно каждого из этих 25 пунктов передаётся хадис от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам)».
Муслим Абдулаев