Священный Коран о лошадях
Лошадь – это прелестное создание Всевышнего Аллаха, созданное Им во благо людей. Если заглянуть в глубь истории и подумать, то жизнь людей без лошади вообще не представлялась возможной. Лошадь являлась неотъемлемой частью жизни людей.
Ее использовали и для верховой езды, и для перевозки грузов, и для вспахивания полей, и для быстрой доставки почты. Ни одно сражение не прошло без участия этого великолепного животного. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), например, велел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему – две доли для лошади и одну для воина. Но если воин был верхом на верблюде, слоне или же осле, то он не получал из завоеванного столько, сколько получал воин, сражавшийся верхом на коне, т. к. ни одно животное не сможет заменить в бою умного, резвого и, поистине, боевого коня.
Достоинством и почетом для лошади является то, что Всевышний Аллах в Коране в одном из аятов клянется именем этого прелестного создания:
«Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «Аль-Адият», аят 1-2).
Также в одном из хадисов Пророка говорится:
«Тот, кто не знает (т. е. не проявляет) уважение к лошади, участвующей в священной войне, в нем есть доля лицемерия» (Куртуби). В другом хадисе Пророка говорится: «Ко лбу лошади привязано добро до Судного дня» (Бухари).
От Анаса ибн Малика передают, что не было ничего любимее для Пророка (мир ему и благословение), чем лошадь (Насаи, «Фатх-уль-Бари»). Есть хадис Пророка, в котором говорится:
«Поистине, джинны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания» (Куртуби).
Хафиз ад-Димяти передает хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в котором говорится:
«Поистине, шайтан не лишает ума никого из живущих в том доме, в котором есть породистая лошадь». Этот же хадис приводит и Табрани, и Ибн Ади.
От Ибн Аббаса передают, что, поистине, лошадь во время сражения говорит:«Суббухун куддус раббуль малаикати ва ррух « (Пречист Аллах – Господь ангелов и архангела Джабраила…).
В книге «Рухуль баян» написано, что пророк Муса (мир ему) спросил пророка Хизри (мир ему): «Какое животное ты больше всего любишь?» Он ответил, что это лошадь, верблюд и осел. Лошадь, потому что на ней ездят верхом улул азм (отличившиеся терпением пророки). Верблюд, потому что на нем ездили пророки Худ (мир ему), Салих (мир ему), Шуайб (мир ему) и будет ездить Мухаммад (мир ему и благословение). Осел, потому что на нем ездил пророк Иса (мир ему) и Узайр (мир ему). Как можно не любить тех, кого Всевышний Аллах оживляет в Судный день (как и людей после смерти).
В книге «Шифау Судур» Ибн Аббас передает хадис Пророка:
«Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил (мир ему) взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: «Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной». Затем Всевышний отпустил создание свое, и он заржал. На что Аллах сказал: «О, гнедой, твоим голосом Я буду устрашать мушрикинов, буду наполнять твоим ржанием слух их так, что ноги под ними будут подгибаться… » Когда Аллах создал Адама (мир ему), Он предложил ему выбрать из двух животных – конем и бураком, который был в образе мула. Адам (мир ему) выбрал коня, и Аллах сказал ему: «О, Адам, ты выбрал величие себе и своим детям, покуда они будут живы».
В книге «Хаятуль хайван» говорится о том, что первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил (мир ему) и поэтому его назвали арабским. Всевышний повелел пророкам Ибрахиму (мир ему) и Исмаилу (мир ему) построить Каабу, сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу (мир ему), чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил (мир ему) позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила».
От Салаби передают хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: «О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом».
Имам Ан-Насаи рассказывает от Абу Убайдата, из слов Муавият следует, что когда был завоеван Египет, то он (Муавият), проходя мимо Абу Зарра (да будет доволен ими Аллах), который кормил свою лошадь, спросил: «Что это за конь, о, Абу Зарр?» – «Это конь, на ду‘а которого отвечает Аллах «, – ответил Абу Зарр.
«Разве кони умеют просить, разве им отвечают?» – спросил изумленный Муавият. «Да, это так, – ответил Абу Зарр. – Не проходит ни одной ночи, когда этот конь не обращался бы к Господу нашему со словами: «О, мой Господь, поистине, Ты подчинил меня сыну Адама (мир ему), так сделай меня самым любимым для него». Среди них есть такие животные, которым отвечают, и есть такие, мольба которых остается без ответа. Но я ни разу не видел, чтобы моему коню не ответил Всевышний Аллах».
Для уверовавших, которые попадут в Рай, Всевышний создал столько благ, среди которых перечисляется и лошадь. Об этом говорится в хадисе, переданном от имама Тирмизи.
Однажды бедуин подошел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что очень любит лошадей, но будут ли они в Раю? Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если ты войдешь в Рай, то к тебе приведут драгоценного коня, у которого будут крылья, и ты будешь летать на нем в Раю куда захочешь». Также от Ибн Ади передают хадис, в котором говорится, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.
Имам Сухалию дает перечень имен коней Пророка: Ас-Сакбу – это первый конь, на котором Пророк (мир ему и благословение) отправился на священную войну; Муртаджиз; Лузаз; Мулавих; Зирс; Вард.
В книге «Хаятуль хайван» упоминаются еще и такие имена лошадей Пророка (мир ему и благословение), как Зарбун; Лахиф; Зульгукаль; Муртаджиль; Лумма; Сархан; Ясуб; Бахр.
Имам Ас-Субуки пишет, что его спросили о том, кого раньше создал Всевышний – пророка Адама (мир ему) или коня? Кто был раньше сотворен, конь или кобыла? Какую породу создал первой? Есть ли что-либо, указывающее на это в Коране или в хадисах? На что он ответил: «Конь был сотворен до пророка Адама (мир ему), конь раньше кобылы, арабская порода раньше любой другой». То, что конь был создан до Адама (мир ему), подтверждается аятом из Корана (смысл):
«Он тот, который сотворил вам все, что есть на земле, затем обратился к небу и устроил ее из семи небесных сводов» (сура «Аль-Бакара», аят 29).
Земля и все, что создано Аллахом для пророка Адама (мир ему) и его рода, чтобы все находящиеся на земле служили им. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является самым почетным из всех созданий, последним из всех пророков на земле.
В книге «Шарх-уль кифаят» написано, что на войне лошадь нельзя продавать противнику, также как и нельзя продавать ему оружие. В своих чувствах лошадь больше похожа на человека. Она узнает своего хозяина и не позволяет чужаку оседлать ее. Говорят, что лошадь видит сны, также как и человек. Одна из черт характера, которая указывает на величие и достоинство, это то, что лошадь не ест корм, оставшийся от другой лошади. Лошадь не пьет прозрачную воду, и, если вода не мутная, то сначала сделает ее мутной, и только потом выпьет. Лошади являются долгожителями. Были зафиксированы случаи, когда лошадь дожила до девяноста лет. У нее очень зоркий глаз.
Когда пророк Муса (мир ему) с сынами Израиля ушли от фараона, он отправил за ними в погоню войско в сто тысяч вороных коней. Когда с восходом солнца войско фараона чуть было не нагнало их, Всевышний повелел пророку Мусе (мир ему) ударить своим посохом по морю. По велению Аллаха вода расступилась перед ними, открыв им спасительный путь.
Когда фараон приблизился к морю и увидел, что оно расступилось, то он обратился к войску со словами, что, мол, море раскололось перед его величием, чтобы помочь настичь сбежавших рабов.
Фараон повелел своему войску двигаться вперед, но воины, испугавшись, сказали, что если он Бог, то пусть идет первым, как это сделал пророк Муса (мир ему). Пока они раздумывали, явился ангел Джабраил (мир ему) верхом на кобылице. Он ринулся вперед по дну морскому, и конь фараона, учуяв кобылицу, понесся за ней, т. к. не было среди царской конницы кобыл, и удержать коней было не возможно. Сзади их подгонял ангел Микаил (мир ему), и ни один воин из свиты фараона не остался на берегу.
По велению Всевышнего Аллаха море поглотило и фараона, и его войско.
В хадисе говорится, что нет ни одной лошади, которая перед рассветом не совершала бы ду‘а: «О, мой Аллах, тому, кому Ты дал право надо мной из сынов Адама, и тому, кому Ты подчинил меня, сделай меня самым любимым его имуществом».