Толкование суры «аль Ихлас»
Говоря о причине ниспослания этой суры и её достоинствах, Убаю ибн Кааб передаёт, что идолопоклонники сказали Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Мухаммад, поведай нам родословную (или происхождение) твоего Господа».
И Аллах ниспослал: ﴿ ﻗُﻞْ ھُﻮَ ﱠ ﷲ ُ أَﺣَﺪ ﱠ ﷲٌ ُ اﻟﺼﱠﻤَﺪُ ﻟَﻢْ ﯾَﻠِﺪْ وَﻟَﻢْ ﯾُﻟﻮَﺪْ وَﻟَﻢْ ﯾَﻜُﻦْ ﻟَﮫُ ﻛُﻔُﻮًا أَﺣَﺪ ﴾
Смысл: «Скажи: “Он – Аллах – Единый, Аллах – Самодостаточный; Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему”» (имам Ахмад, ат-Тирмизи и ибн Маджа).
Ибн Джарир и ат-Тирмизи добавили: «Самодостаточный» значит: не рождал и не был рождён, потому как нет ничего из того, что рождается, что не вкусило бы смерть, и нет ничего из того, что умирает, что не оставило бы после себя наследие. Поистине, сущность Аллаха является постоянной, вечной и безначальной; Аллах не умирает и не оставляет никому после себя наследство. Атрибутом этой сущности является абсолютное совершенство, присущее ей всегда и во всём.
«И нет никого равного Ему» означает, что нет никого, подобного Ему, равного Ему, и вообще, нет ничего, похожего на Него.
Имам аль-Бухари передал со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поставил некоего мужчину во главе похода. Когда он читал молитву, будучи имамом для своих товарищей, то всякий раз заканчивал чтение сурой: «Скажи: “Он – Аллах Единый”».
Когда люди вернулись с похода, то рассказали об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Спросите его, почему он поступает так». Они спросили мужчину, и он ответил: «В ней (суре) – описание Милостивого, и я люблю читать её». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сообщите ему, что Всевышний Аллах любит его».
В «Книге молитвы» аль-Бухари сообщает от Анаса (да будет доволен им Аллах): «Один человек из ансаров возглавлял намаз в мечети Куба. Когда он читал суру в намазе, то всегда начинал с чтения “Скажи: «Он Аллах Единый»”; а потом читал другую суру и делал так в каждом ракаате. Об этом с ним решили поговорить сподвижники. Они сказали: “Ты начинаешь молитву с этой суры. Ты считаешь, что для тебя этого недостаточно, пока ты не прочтёшь ещё одну суру? Так тебе следует либо читать её, либо оставить её и читать другую суру”. В ответ он сказал: “Я не оставлю этого. Если вы хотите, чтобы я и далее продолжал руководить вами в намазе, то буду продолжать делать это. Но если вам всем не нравится это, я перестану руководить вами”; Сподвижники считали его одним из лучших имамов и не хотели, чтобы кто-то другой руководил ими во время намаза. Когда к ним пришёл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и они рассказали ему об этом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “О такой-то, что тебе мешает исполнить то, что говорят тебе сподвижники, и что заставляет тебя придерживаться этой суры в каждом ракаате?” Тот ответил: “Я люблю эту суру”; Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Твоя любовь к ней привела тебя в Рай”».
Приводится у имама аль-Бухари со слов Абу Саида (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Сможет ли кто-нибудь из вас читать треть Корана за ночь?» Это показалось им затруднительным, и они стали говорить: «Кто же из нас способен на такое, о Посланник Аллаха!?» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Скажи: “Он – Аллах Единый” (сура «Ихлас») – это и есть треть Корана!»
Имам Ахмад сообщил со ссылкой на Убайя ибн Кааба, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто прочитал “Скажи: «Он – Аллах Один»” (суру «Ихлас»), тот прочитал треть Корана».
Сахль ибн Муаз ибн Анас аль-Джухани передал со слов своего отца, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому, кто прочитал суру “Ихлас” до конца десять раз, Аллах построит дворец в Раю». Умар ибн аль-Хаттаб возрадовался: «Тогда мы будем читать её часто». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс: «Аллах Наибольший и Наилучший». (Передали имам Ахмад и ад-Дарими.)
Хадис о достоинстве этой суры и «Аль-Муавизатайн» (двух сур защиты)
Укба ибн Амир рассказал: «Я встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), взял его за руку и спросил: “О Посланник Аллаха! В чём спасение верующего?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “О Укба, держи свой язык (не говори лишнего), оставайся дома и оплакивай свой грех (раскаивайся в своих грехах)”. В следующий раз меня встретил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), поприветствовал меня, взял за руку и спросил: “О Укба ибн Амир, научить ли тебя трём самым лучшим сурам, ниспосланным в Торе, Евангелие и Священном Коране?” Я сказал: “Да”. И тогда он процитировал мне: “«Скажи: “Он – Аллах Один”», «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета”» и «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей”»” (суры “Ихлас”, “ан Нас”, “Фалак”). Затем он сказал мне: “Не забывай их, Укба, и не ложись спать, пока не прочитаешь их”. И я ни разу не забывал их с того момента, как он сказал мне об этом, и каждую ночь читал перед сном. Потом я снова встретил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), взял его руку и сказал: “О Посланник Аллаха, поведай мне о том, какие дела являются наиболее достойными”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Укба, налаживай связь с тем, кто порвал её с тобой; благодетельствуй тому, кто стал причиной твоих лишений или не дал тебе что-либо; и прощай того, кто притеснил тебя»» (передали имам Ахмад и ат-Тирмизи).
Хадис об исцелении с помощью этих сур
Аль-Бухари передал со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), перед тем как лечь спать, каждую ночь соединял свои ладони (как при произнесении дуа), дул на них и читал над ними суры «Ихлас», «Фалак», «ан-Нас». А потом растирал ладонями всё своё тело насколько это было возможно, начиная с головы и лица, а затем переднюю часть тела. И он делал так три раза.
Из книги: Тафсир ибн Касир