Великая сподвижница Умм Харам бинт Мильхан

Истории из жизни праведных и благочестивых людей по праву заслуживают особого внимания, так как эти люди имеют божественное благословение, посредством которого каждый «странствующий по пути к своему Создателю» имеет возможность извлечь из их историй истинную пользу и благодать.

Аллах облагодетельствовал нашего Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) величайшими сподвижниками и сподвижницами (да будет доволен ими всеми Аллах). Их крепкие благочестивые сердца, неутомимая стойкость духа, твёрдая убеждённость в истинности религии, с которой пришёл Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам), любовь к религии заставляли трепетать души не только тех, кто был в согласии с ними, но и врагов.

Среди ярких обладательниц такого сердца и духа была Умм Харам бинт Мильхан (да будет доволен ею Аллах). Она являлась матерью Кайса ибн ‘Амра ибн Кайса и женой ‘Амра ибн Кайса ибн Зайда, которые участвовали в битве при Ухуде и пали там смертью шахидов. Она также была тётей Анаса ибн Малика (радыяллаху ‘анху), сестрой двух мучеников, павших за веру у колодца Ма‘уна, Харама и Суляйма.

После перенесённых жизненных невзгод Аллах обрадовал её сердце замужеством за ‘Убадой ибн ас-Самитом. Он принимал участие во всех значимых для уммы событиях вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам). Он был вместе с семьюдесятью ансарами, которые принесли присягу в ‘Акабе, участвовал в битве при Бадре и был одним из двенадцати старейшин.

Пророк Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллам) очень любил их семью и часто навещал Умм Харам. Согласно мнению некоторых учёных, она приходилась Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) тётей по кормлению. Согласно другому мнению, она была тётей либо его отца, либо деда, так как мать ‘Абдульмутталиба была из племени Бану ан-Наджжар. («Фатх аль-Бари», 11/79)

Умм Харам – обладательница удивительных достоинств – богобоязненности, стойкости и терпения, благодарности своему Создателю, а также щедрости души и храбрости духа.

От ‘Абдуррахмана Аль-Ансари передаётся, что он слышал, как Анас (радыяллаху ‘анху) рассказывал:

دَخَلَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى ابْنَةِ مِلْحَانَ فَاتَّكَأَ عِنْدَهَا ثُمَّ ضَحِكَ فَقَالَتْ: لِمَ تَضْحَكُ يَا رَسُولَ اللهِ فَقَالَ: نَاسٌ مِنْ أُمَّتِي يَرْكَبُونَ الْبَحْرَ الْأَخْضَرَ فِي سَبِيلِ اللهِ مَثَلُهُمْ مَثَلُ الْمُلُوكِ عَلَى الْأَسِرَّةِ. فَقَالَتْ: يَا رَسُولَ اللهِ ادْعُ اللهَ أَنْ يَجْعَلَنِي مِنْهُمْ. قَالَ: اللَّهُمَّ اجْعَلْهَا مِنْهُمْ. ثُمَّ عَادَ فَضَحِكَ فَقَالَتْ لَهُ مِثْلَ أَوْ مِمَّ ذَلِكَ فَقَالَ لَهَا مِثْلَ ذَلِكَ فَقَالَتِ: ادْعُ اللهَ أَنْ يَجْعَلَنِي مِنْهُمْ. قَالَ: أَنْتِ مِنَ الْأَوَّلِينَ وَلَسْتِ مِنَ الْآخِرِينَ

«Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам) вошёл к Умм Харам бинт Мильхана. Он сел рядом с ней и облокотился. Затем он рассмеялся. Она спросила: «Почему ты смеёшься, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Люди из моей общины поплывут по Зелёному морю (Средиземному морю) на пути Аллаха. Они будут подобны королям на тронах«.

Она сказала: «О Посланник Аллаха, попроси Аллаха о том, чтобы я оказалась в их числе«. Он (саллаллаху аляйхи ва саллам) сказал: «О Аллах, сделай так, чтобы она оказалась в их числе«. Затем он снова рассмеялся. Она спросила: «То же самое или что?» Он ответил: «То же самое«. Она сказала: «Попроси Аллаха, чтобы я оказалась в их числе«. «Ты в числе первых, а не в числе последних«, – ответил он». (Бухари, 2878; Муслим, 1912)

Эти слова Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) очень вдохновили Умму Харам. Несмотря на то, что для арабов море было чем-то очень неизведанным и страшным, она попросила Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллам) обратиться к Аллаху с просьбой сделать так, чтобы она оказалась в их числе.

Причиной того, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам) улыбался, как сказано в этом хадисе, было удивление этими людьми и радость за их высокое положение, как на это указывает версия Муслима: «Мне были показаны люди моей общины». («Фатх Аль-Бари», 11/79)

Как же удивительно положение этой женщины, чья душа стремится к довольству Аллаха и Его Посланника (саллаллаху аляйхи ва саллам)! Она, увидев улыбку Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) из-за будущего события, поняла, как оно радостно и значимо для него. Умм Харам захотелось осчастливить его своими словами. Она, будучи хорошей женой и матерью, ни на долю секунды не задумалась о том, что у неё семья, дети, быт, так как полностью уповала на своего Создателя…

Как же нам не хватает этого сегодня!

Умм Харам не испугалась тех трудностей, что могут ожидать её в пути. Она была охвачена идеей всеобщего блага для человечества из-за любви к Господу и Его Посланнику (саллаллаху аляйхи ва саллам).

Как же прекрасны сердца великих сподвижниц! Что чувствовали они, когда испивали напиток любви, который только усиливал их жажду?

По прошествии многих лет после смерти Пророка Мухаммада (саллаллаху аляйхи ва саллам), когда Ислам достиг границ Сирии и вышел за её пределы, Муавия (радыяллаху ‘анху), который стал правителем Шама в те времена, столкнулся со всё более усиливающейся проблемой нападений византийцев на побережье Сирии.

Враги в качестве отправной точки использовали остров Кипр. Муавия попросил у второго халифа ‘Умара (радыяллаху ‘анху) разрешения начать военно-морское наступление на Кипр, дабы положить конец атакам византийцев. Однако Умар был против военной кампании из-за неопытности мусульман в морском бою.

После, когда халифом стал ‘Усман (радыяллаху ‘анху), Муавия убедил его в необходимости атаковать Кипр из-за византийской угрозы. Был подготовлен флот для отправки на остров, а Убада бин ас-Самит (радыяллаху ‘анху), муж Умм Харам, был назначен главой мусульманского флота. Это стало первой морской военной кампанией в истории Ислама.

Храбрая Умм Харам, далеко уже не молодая, измученная жизненными испытаниями, дождалась своего часа, вспоминая мольбу Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) о ней, вознесённую много лет назад. Наконец, сбылась её мечта! Она вместе со своим мужем отправилась из Медины сначала в Сирию, оттуда – на корабле по морю на Кипр, но перед отправкой на джихад она произнесла слова: «Я соскучилась по Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам)».

Мусульман ожидала победа. Когда они высадились с кораблей, Умм Харам села на лошадь, которая вдруг испугалась и, встав на дыбы, сбросила сподвижницу. Она упала и скончалась от травм. И в этот момент ангел смерти встретил и принял её благородную душу!

И действительно, она оказалась, как и предрёк Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллам), одной из первых на этом благородном пути (распространении Ислама через море). Аллах удостоил её великой награды – стать первым шахидом на этом пути, тем самым на века закрепив в истории человечества её высокую степень приближённости к Аллаху.

Умм Харам (радыяллаху ‘анха) умерла в 27 году по хиджре, её похоронили на том самом месте, где она упала с лошади, и где пришёл конец её тоски по Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам). Рядом с её могилой стоит мечеть, которую османы построили в её честь. По сей день люди со всего мира приезжают, чтоб посетить могилу этой великой женщины.