Выступление Фарида хазрата Салмана на VII Общероссийской научной конференции

Текст приветственной речи директора Центра исследований Священного Корана и Пречистой пророческой Сунны Республики Татарстан Фарида хазрата Салмана на VII Общероссийской научной конференции

«Влияние официального принятия Ислама в Волжской Булгарии (21 мая 922 г.) на дальнейшее развитие мусульманской уммы на евразийском пространстве»

 

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه حمدا لعباده الشاكرين الحامدين

و الصلاة  و السلام على سيدنا محمد رسول الله

سيد الأولين و الآخرين و خاتم الأنبياء و المرسلين

و على آله و صحبه الطيبين الطاهرين أجمعين      

و التابعين لهم بإحسان الى يوم الدين

اما بعد

السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

Досточтимое высокое собрание!

День за днем мы приближаемся к дате 21 мая 2022 года, день официального принятия Ислама нашими славными предками, волжскими болгарами. Конечно же, историческая память нашего народа настаивает на то, что его предки еще вошли в Лоно Ислама в дни пребывания нашего высокочтимого Пророка Мухаммада (салават) на этой земле, еще в Эпоху благоденствия (عصر السعادة) узнали Великую Истину, которая гласит

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ

 «Так знай же, что нет бога кроме Аллаха…» (Мухаммад, 19)

Воплощая в жизнь смысл божественного призыва они заявили

رَّبَّنَا إِنَّنَا سَمِعْنَا مُنَادِيًا يُنَادِي لِلإِيمَانِ أَنْ آمِنُواْ بِرَبِّكُمْ فَآمَنَّا

«Господь наш! Мы услышали глашатая, призывавшего к вере, говоря: «Уверуйте в Аллаха!» и мы уверовали…»  (Аль ‘Ымран,193)

и повинуясь божьему велению, гласящему

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً

 «О. вы, которые уверовали! Войдите же полностью в Ислам…» (аль-Бакара, 208), присоединились тогда к начавшему формироваться мусульманскую умму. Прошло три столетия. Волжская Булгария стала известна как страна ученых, знающих людей. “БӨЛГЕР”, “БӨЛГҮЧЕ”, т.е. знаток, знающий – эти слова говорят об этом, говорят сами за себя. Наши предки, да пребудут они в милости Всевышнего Аллаха, узнали Истину, следовали за ней и исполняли ее. Наш господин Мухаммад, сын Абдаллаха, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) как-то сказал своим сподвижникам

جددوا إيمانكم فإن الإيمان يبلى كما يبلى الثوب. فقالوا: ما نقول يا رسول الله؟ قال: قولوا لا إله إلا الله

«Вера изнашивается, стареет так же, как изнашивается одежда, поэтому обновляйте ее». Сподвижники сказали: «Что же нам говорить, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Скажите “Ла иляха илля-ллах” (Нет бога, кроме Аллаха). Именно так поступили булгары, уверовавшие в свое время во Всевышнего Аллаха и Его посланника.  Они в присутствии Ибн Фадлана, посланника аббасидского халифа аль-Муктадира бил-лях, обновив свой иман, свидетельствовали, что нет бога кроме Аллаха и наш господин Мухаммад – Его посланник. Произошло это историческое событие в мае 922 года по известному нам ныне летоисчислению. Это событие стало основополагающей в истории, культуре, сознании, самоидентификации татарского народа. Именно это событие повлияло на то, как формировался уклад и взаимоотношении булгар с внешним миром, соседями. Можно говорить о том, что мы сейчас именуем традиционным для татарского народа исламом, берет своё начало в этих событиях. Приверженность народа божьим повелениям, сегодня стали фундаментом укрепления межнационального и межконфессионального мира в республике, оказывает огромное влияние на развитие компонентов, формирующих мусульманскую идентичность современных народов России, исповедующих Ислам. Влияние события цивилизационного значения  — официального принятия Ислама в Волжской Булгарии (21 мая 922 г.) на дальнейшее развитие мусульманской уммы, ее цивилизации на евразийском пространстве, во всем мусульманском мире продолжается по сей час.  Полностью оценить масштаб этого события невозможно оценить его и по сей день. Несмотря на беспрецедентное развитие религиозной мысли, современное состояние исторической науки мы ещё не в полной мере осознаем стратегическую важность официального принятия Ислама в Волжской Булгарии (21 мая 922 г.). Наше сегодняшнее научное собрание также призвано внести свою крупицу в это благородное дело. Призываю участников Конференции поделиться своим видением, оценкой и благими размышлениями о будущем этого процесса. Принятие Ислама и декларация присоединения ВБ к исламской умме означало не столько политический процесс той эпохи, сколько интеллектуальный разворот, изменение системы геополитических координат, рывок в развитии мышления, культуры, науки, образования. Этот процесс привёл к позитивным изменениям не столько в истории волжских болгар, сколько на последующем историческом процессе всего евроазиатского пространства.

Историческое, официальное принятие ислама в мае 922 года и фиксация того факта, что булгары стали неотъемлемой частью мусульманской уммы и исламского мира повлияло и по сей день влияет на сознание и развитие нашего народа, его огромный вклад в строительство, развитие и укрепление современного российского общества и государства. События той эпохи стали причиной того, что Россия, будучи в своей основе православной державой стала одновременно и частью огромного, мусульманского мира. Сегодня мусульмане России — это неотъемлемая динамично развивающаяся часть современного российского общества, один из столпов, на котором держится российское государство.

Пророк Мухаммад любил доброе предзнаменование, а когда его спросили, что оно представляет из себя, он ответил, что это доброе, благое, красивое слово. Добрым словом хочу упомянуть факт того, что дата проведения нашей ежегодной Конференции сегодня совпала с днём заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», которая проходит сейчас в Джидде, почти рядом с Высокочтимой Меккой и Благородной Заповедной мечетью. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина возглавляет Группу стратегического видения «Россия — исламский мир». В рамках сегодняшнего заседания планируется обсудить вопросы взаимодействия Российской Федерации с мусульманскими странами в вопросах торгово-экономических связей, межрелигиозного диалога, в популяризации и отстаивании традиционных культурно-этических ценностей, перспективы разработки и реализации совместных программ по продвижению идей культурного, духовного, религиозного многообразия современного мира, а также активизации регионального сотрудничества. Думаю, вышесказанное и есть одно из зримых результатов влияния официального принятия Ислама в Волжской Булгарии в 922 г. на процесс развития мусульманской уммы и современной РФ на евразийском пространстве и в мире. Пожелаем же участникам заседания Группы стратегического видения «Россия — исламский мир», легкого решения, поставленных на повестку дня задач и достижения всех целей.

На встрече с представителями религиозных объединений, которая прошла в ноябре 2020 г., Президент России Владимир Путин сказал, что власти достойно подготовятся к празднованию 1100-летия принятия ислама на территории современного Поволжья и проведут его на «хорошем государственном уровне». Сегодня мы видим воплощении этих слов в добрых деяниях по подготовке празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии на уровне Республики Татарстан. Президентом РТ Рустамом Миннихановым был подписан Указ «О праздновании 1100-летия официального принятия Ислама Волжской Булгарией». Сегодняшняя конференция также является одним из мероприятий, посвящаемых этому значимому историческому событию.

Волжская Булгария, татарский народ будучи частью исламской уммы внёс и вносит свой достойный вклад в развитие мусульманской цивилизации. Наш народ, исполняя заветы Посланника Аллаха, нашего Пророка Мухаммада (салават) возложил на себя миссию просвещения и понёс ее далее в степи Казахстана и Кыргызстана, современных Китая, Монголии, Кореи и Японии, стран Скандинавии, Прибалтики, Польши, Румынии. Создав первую в мире печатную версию Священного Корана, вошедшего в историю как КАЗАН БАСМАСЫ, он стал известен во всем мире как народ-просветитель. Булгар ставшая известной как часть мусульманского мира той эпохи, благодаря стараниям мусульманских ученых Ибна Руста, Ибна Хордадбеха, Ибна Яъкуба, Ибна Хаукаля, Муслима аль-Джарми, аль-Масъуди, аль-Гарнати, Ибн Баттуты и, прежде всего, Ибн Фадлана, сегодня, наряду с мусульманскими регионами Поволжья и Северного Кавказа представляет Россию в мусульманском мире. В этом заключается сила страны и его геополитическое превосходство в современном мире.

Уважаемое высокое собрание!

Наша, седьмая по счету конференция проходит как одна из многочисленных мероприятий по линии  Группы стратегического видения «Россия – исламский мир», председателем которого является Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. Разрешите мне от имени нашей Конференции поблагодарить его за поддержку в проведении подобных собраний и пожелать ему всего самого доброго в его работе на благо республики и его жителей.

Также молю Всевышнего Аллаха, дабы Он позволил нам всем во здравии и благе встретиться воочию в следующем юбилейном году на официальном празднике в самом городе Булгар.

Вас-саламу ‘алейкум ва рахматул-лаhи ва баракатуh!

Также на Конференции выступили: начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Альберт Дирзизов, руководитель Исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ринат Патеев, председатель Совета по исламскому образованию РФ, ректор Российского исламского института, профессор Рафик хазрат Мухаметшин, главный редактор сайта ISLAM.RU Магомед Магомедов, ст. научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук Вадим Макаренко, руководитель отдела Исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев (г. Москва), профессор Института международных отношений КФУ (г. Казань, Республика Татарстан) Ринат Набиев, Абдуль-Куддусс хазрат Ашарин, председатель, муфтий ЦРО ДУМ СО-Центральный муфтият (г. Екатеринбург); Булат хазрат Ишмухаметов, имам мусульманской общины г. Аделаида (Юж.Австралия), Сеидова Гюльчохра, заведующий отделением кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Дербенте и др.

Фото материалы выступающих