Как ислам пришел в Северную Африку
Ислам существует в Африке настолько долго, что некоторые ученые, такие как исследователь Дуглас Э. Томас, утверждали, что это традиционная африканская религия.
История ислама в Африке восходит к началу VII века. Это первый континент, где распространился ислам, пришедший из Юго-Западной Азии.
Исламская религия зародилась на Ближнем Востоке в начале 600-х годов нашей эры. Вскоре после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) в 632 году нашей эры ислам стал распространяться по субконтиненту. Соответственно, ислам был интегрирован в африканский континент, особенно на территорию Северной Африки, практически с момента зарождения самой религии.
В 655 году нашей эры присутствие ислама ощутили почти все части Северной Африки. На территории от Атлантического океана до Египта и Марокко ислам стал «домашней» религией к 709 году нашей эры. В ислам были обращены многие северные африканцы. Он также оказал значительное влияние на культуру всего региона. Хотя некоторые местные традиции и ценности часто смешивались с религией, ислам стал объединяющей силой, повлиявшей на правительство, культуру, архитектуру и экономику.
Расширение территоиий
Религия ислам зародилась на Ближнем Востоке в начале 600-х годов нашей эры. Вскоре после смерти пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам) в 632 году нашей эры арабы стали расширять свою территорию.
Впервые они вторглись в Северную Африку в 647 году нашей эры. Они завоевали большую часть территорий, однако после победы над Ливией повернули назад в обмен на уплату дани.
Арабы снова вторглись в Северную Африку в 665 году нашей эры. На этот раз мусульмане завоевали фактически всю территорию Северной Африки от Египта до Атлантического океана и Марокко. При этом они продолжали сражаться c армиями Византийской империи и местных народов (берберов) на протяжении нескольких лет. К 709 году нашей эры под непоколебимой властью арабов оказалась вся Северная Африка.
В результате в настоящее время ислам по-прежнему является доминирующей религией на территории Северной Африки. Это невозможно не связывать с культурой и технологическими достижениями, которые принес с собой ислам, включая математику (цифры и алгебру), астрономию, медицину и географию, которые в регионе процветали.
Сегодня ислам является главной религией в Северной Африке, и не только – он сделал серьезный вклад в регион, включая сплоченность и единство, обеспечение арабской языковой, этнической и социальной идентичности. Ислам проделал долгий путь, прежде чем стать объединяющей силой на субконтиненте.
Магриб
Регион, известный как Магриб, простирается от границы Египта и Ливии через Атлантический океан и Мавританию. Он включает в себя такие современные страны как Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара и Мавритания.
Магриб на арабском языке означает «там, где закат». Это название, данное региону средневековыми арабскими моряками, историками и географами. Оно сохранилось в арабском языке по сей день – так по-арабски сейчас называется Марокко.
В основном Магриб был населен берберами, говорящими на берберском языке. Сначала они сопротивлялись исламу, но позже приняли его и переняли многое из того, что принято считать аспектами арабо-мусульманской культуры. Сейчас регион Магриба, пожалуй, один из наиболее широко известных регионов Африки, связанных с исламом – особенно из-за его непосредственной близости к Европе. Многие люди сегодня связывают ислам в Магрибе с древними империями современных Марокко и Египта.
Идрисиды
Империя Идрисидов в Фесе (современный Фес, Марокко) зародилась в результате желания Хака ибн Абд аль-Амда, главы влиятельного берберского племенного союза Авраба, укрепить свою власть на территории северного Марокко, придав своему правлению исламский религиозный характер.
Для этого правитель пригласил Идриса ибн Абдаллу, шарифа – потомка Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам) – живущего в марокканском Танжере, поселиться в его правительственной резиденции в Валиле (Оулили). Идрис переехал в Валилу в 788 году. В следующем году он были признан Идрисом I, имамом из Аврабы. Однако в 791 году Идрис был убит агентами Аббасидов.
Его сын, появившийся на свет несколько месяцев спустя и названный в честь отца, был провозглашен имамом Аврабы в 803 году, когда он был еще маленьким мальчиком.
Идрис II основал империю Идрисидов с помощью арабских беженцев. Они прибыли как из Кордовы (Испания), так и с территории арабской династии Аглабидов, в частности, из столичного Кайруана, самого святого города мусульман Магриба.
Перенеся в 809 году свою резиденцию в Фес, столицу, которую он начал строить годом ранее, Идрис II дал понять, что создает государство, отличное от племенного союза Авраба. Прибытие большего числа испанских и аглабидских арабов в последующие 20 лет придало государству Идрисидов отчетливо арабско-исламский характер. Это, в свою очередь, помогло сформировать и навсегда изменить наследие Феса.
Фатимиды
Фатимиды, халифат Фатимидов, или аль-Фатимийюн, – это шиитская династия, которая правила большей частью Северной Африки с января 910 по 1171 год нашей эры. Фатимиды исповедовали исмаилитский толк шиитского ислама и считали себя потомками четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и дочери пророка Мухаммада Фатимы (радыяллаху ‘анхум), от чьего имени и происходит название династии.
Со своей базы в Северной Африке они бросили вызов власти существовавшего тога Аббасидского халифата и почти преуспели в том, чтобы сместить его с позиции лидера всех мусульман.
Аббасиды, мусульмане-сунниты, вероятно, первоначально надеялись на шиитскую поддержку в отношении своих притязаний на халифат, опираясь на свое происхождении от дяди Пророка (радыяллаху ‘анха). Однако вместо этого они столкнулись с истинной мощью Фатимидов. Притязания Фатимидов на титул халифа, который теоретически подразумевается как единое целое, возможно, помогли утвердить исторический раскол между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами.
В 1040-х годах Зириды (берберская династия, правившая Северной Африкой при Фатимидах) провозгласили свою независимость от Фатимидов и свое обращение в ислам суннитского толка, что привело к разрушительным вторжениям арабского бедуинского племенного союза Бану Хиляль («потомки полумесяца»).
Примерно после 1070 года нашей эры власти Фатимидов на побережье Леванта и некоторых частях Сирии бросили вызов сначала тюркские посягательства, а затем крестовые походы. В результате этого территория Фатимидов, в конце концов, сжалась до одного только Египта. Несмотря на это, они были близки к достижению своей цели.
В 1057 году иракский полководец, живший в Мосуле, заявил о своей верности Фатимидам, но в 1059 году его войска были побеждены сельджуками. В 1073 году полководец и визирь Бадр аль-Джамали с энтузиазмом возглавил Каир, пытаясь восстановить централизованную власть. С этого периода халифы-имамы стали менее прямо участвовать в управлении, делегируя ответственность своим визирям. В конце концов, однако, власть над Сирией, Алжиром и Тунисом была утеряна между 1043 и 1048 годами. Сицилия была завоевана норманнами в 1071 году, а Палестина – крестоносцами в 1099 году.
После распада политической системы Фатимидов в 1160-х годах правитель династии Зангидов Нур ад-Дин Занги отправил своего полководца Саладина и захватил Египет в 1169 году, образовав суннитскую династию Айюбидов, которая пала от рук мамлюков в 1254 году. Зангиды сменили сельджуков в качестве султанов в Сирии и Ираке.
Некоторые обращают внимание на то, что Фатимиды были единственной мусульманской династией, названной в честь женщины – Фатимы (радыяллаху ‘анха), дочери пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллам).
Исследование Делии Кортезе и Симонетты Кальдерини («Женщины и Фатимиды в мире ислама», 2006 год) говорит о том, что во времена Фатимидов женщины участвовали в миссионерской деятельности, в религиозных дискуссиях, в обсуждении состояния государства и были задействованы во многих других аспектах социальной, религиозной и политической жизни.
В частности, Фатимиды основали мечеть Аль-Азхар в 970 году в столице страны Каире. Мечеть Аль-Азхар, названная в честь «Аз Захра», что означает «сияющая» – была первой мечетью, основанной в Каире. Сегодня это место остается очень влиятельным университетом, как для самого Египта, так и для всего мусульманского суннитского мира.