Как Коран формирует мозг
«Если бы не политические проблемы и постоянная война друг с другом, мусульмане были бы на Луне уже в 1400 году». Так сказал однажды один университетский преподаватель на лекции по истории науки. Видимо, он имел в виду впечатляющий уровень развития науки и открытия мусульманской цивилизации.
Что же позволило мусульманам достичь столь быстрого прогресса?
Учитель во мне сразу подумал об их системе образования, а невролог во мне хочет изучить факторы, участвующие в формирования мозга людей этой цивилизации.
Интересно, что многие мусульманские религиозные ученые говорят о том, что мусульмане были лидерами, когда в центре их системы образования был Коран, а когда система изменилась, то они утратили свое первенство. Удивительно, что в то время, как ученые говорят о духовном и нравственном аспектах, их слова могут иметь целиком материальную подоплеку, которая заключается в процессах головного мозга.
Краткое примечание: полный список участков и функций головного мозга, на которые влияет Коран, достаточно велик. Поэтому, чтобы быть кратким, здесь я останавливаюсь только на основных зонах.
Прежде чем изучать влияние Корана на головной мозг, следует знать, как построено традиционное мусульманское образование. Если вы спросите, откуда мне это известно, отвечу: из биографий крупных ученых мусульманской цивилизации, таких как ибн Рушд, ибн Сина и так далее, а также из моего личного опыта и слов моих учителей.
Первым, что начинал изучать пытливый ученик, был Коран, который надо было полностью выучить наизусть. В отличие от всех других навыков разговорного арабского языка, чтение Корана является совершенно особой наукой, так как недопустимо использовать диалекты арабского или другие способы произношения.
По сути, частью изучения этого Священного Писания является освоение «таджвида» (техники чтения Корана). Первое, чему учится студент, – это точно воспроизводить звуки аята, произносимые учителем. Для этого звукам нужно зарождаться в строго определенной зоне ротовой полости и горла, а язык должен делать строго определенные движения.
После этого ученик записывает аят на деревянной дощечке шрифтом «усмани», пользуясь при этом правилами, отличными от правил обычного арабского языка. Затем он берет с собой дощечку и идет учить аят.
Обычно новичок начинает с того, что многократно повторяет аят, записанный на дощечке, чтобы запомнить, как он пишется. На следующий день он опять много раз повторяет его, а затем возвращается к учителю учить следующий аят.
После того как он повторит аят вместе с учителем, чтобы тот убедился в правильном произношении, ученик записывает новый аят и уходит, чтобы повторить ту же процедуру заучивания.
Третий день начинается с окончательного повторения первого аята, затем многократного повторения второго и получения третьего. На четвертый день ученик уже не возвращается к первому аяту, так как он прочно закрепился в памяти, а повторяет второй, несколько раз произносит третий и получает четвертый.
В конце недели он сдает экзамен на знание всего, что выучил за эти дни.
Спустя время способность к запоминанию увеличивается, и ученик уже может выучить за раз вместо одного или двух сразу несколько аятов или даже страниц. Он продолжает писать шрифтом «усмани», а также периодически сдавать экзамен.
В итоге, он знает наизусть весь Коран (состоящий из более чем 6200 аятов), а также особое произношение каждого слова и его написание.
Теперь перед учеником стоит трудная задача – повторять каждый месяц все аяты, чтобы не забыть. Обычно это значит, что Коран условно делится на тридцать частей, и каждый день ученик возвращается к одной из них – таким образом, к концу месяца он повторяет все тридцать.
Следует упомянуть, что существует десять способов чтения Корана. Для каждого характерна своя расстановка диакритических знаков и свое произношение. Некоторые ученики заучивают все десять способов, что требует большого внимания к особенностям произношения, чтобы не перепутать слова разных стилей, так как подчас различия между ними весьма тонкие.
Звучание Корана имеет несколько важных особенностей. Аяты зарифмованы, и для благозвучия рифма часто меняется. Кроме того, чтец должен скорее петь слова, чем просто читать. По сути, сам таджвид предполагает мелодичное и выразительное проговаривание слов каждого аята.
И, наконец, следует сказать об особенностях арабского языка и шрифта «усмани». Изучая разные виды чтения, ученик привыкает не только к необычному правописанию, но и учится обходиться без диакритических знаков.
Благодаря этому он изучает разные виды чтения, не имея перед глазами диакритических знаков, которые бы мешали запоминанию разных стилей. Более того, грамматика арабского языка требует использовать диакритические знаки при произношении, чтобы не путать такие вещи, как подлежащее и сказуемое. Это значит, что человек, заучивающий Коран, всегда должен следить за тем, как он выговаривает слова, чтобы аят не приобрел другое значение.
Все оказывает весьма впечатляющее действие на мозг. Считается, что мозг – это податливый орган, способный менять свои связи и даже размеры отдельных участков в зависимости от их активности. Понимание того, как действует мозг при заучивании Корана традиционным методом, может объяснить, как человек приобретает способность достичь таких успехов в приобретении знаний.
Заучивая Коран, человек пристально следит за звуками и правильностью их воспроизведения, что стимулирует зону головного мозга, расположенную в височной доле (в которой также расположен гиппокамп, отвечающий за консолидацию памяти). Эта же зона активизируется при обработке музыкальных звуков – как, например, при декламации Корана.
Более того, она задействована, когда ученик выполняет письменные упражнения, вроде тех, что он пишет на деревянной дощечке. Важно то, что от уровня активности и возможностей этого участка мозга зависит, насколько человек способен к усвоению новой информации. Чем больше и активнее эта область используется (как при заучивании Корана), тем эффективнее она выполняет свои функции усвоения информации и удержания ее в памяти.
При заучивании Корана большая нагрузка также приходится на теменные доли. Левая теменная доля отвечает за чтение, письмо и функции речи. Деятельность этой зоны также важна для решения математических и логических задач. Правая теменная доля руководит тоном речи, который связан с выразительным чтением. Она также отвечает за визуально-пространственные отношения и восприятие мимики.
Передний участок отвечает за сенсорные ощущения, распознавание и узнавание – эти функции активны при письме. Задний участок играет важную роль при концентрации внимания. Обе доли также активизируются при освоении тех или иных навыков.
В целом, высокая активность теменных долей обеспечивает более развитые логику и математические способности, красноречие, умение считывать эмоциональное состояние по мимике, более высокую концентрацию внимания и лучшую способность к визуальной ориентации в пространстве. Возможно, эта последняя характеристика объясняет, почему мусульмане добились таких успехов в астрономии.
Другие участки головного мозга, которые затрагивает выразительное чтение Корана, – это лобные доли и двигательная область коры. Лобные доли регулируют поведение высшего порядка, в том числе рабочую память, извлечение памяти, речепроизводство, понимание написанных слов, удержание внимания, планирование, социальное поведение и многое другое.
Например, когда ученик читает шрифт «усмани», его мозг должен быстро принять решение относительно правильного произношения слова без диакритических знаков, и ему необходимо узнать правильное слово, выделив его среди других возможных вариантов, чтобы не ошибиться в произношении, и произнести его так, как предполагает один из десяти стилей чтения.
Удивительно, как после некоторого времени тренировок мозг начинает выполнять эти вещи без контроля сознания. Подобная практика также тренирует область мозга, связанную со сдерживанием, что важно для социального взаимодействия. Известно, что эта область недоразвита у детей с синдромом дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.
В тексте Корана даны описания людей и мест, и их восприятие задействует затылочные доли, которые участвуют в создании мысленных образов. Эта зона мозга также важна для зрительного восприятия. Активизация этой зоны во время формирования мысленных образов косвенно улучшает способность к зрительному восприятию, так как оба участка находятся в одной зоне.
Коран также богат историческими сведениями, притчами, логическими доводами, и все они активируют разные зоны, которые за счет постоянной тренировки и повторения становятся более продуктивными, связи между ними упрочняются.
Итак, суммируя все вышесказанное, становится понятно, почему мусульмане смогли сделать такой большой вклад в сокровищницу человеческих знаний за относительно короткий – с исторической точки зрения – промежуток времени.
После того, как в период расцвета мусульманской цивилизации учащийся овладевал Кораном, он начинал изучение других наук – обычно это происходило, когда ему исполнялось около десяти лет.
Поскольку мозг податлив по своей природе, то хорошие связи в одной его зоне косвенно влияют на функции и связи в прилегающих зонах. Изучая Коран в ранние годы, человек тренирует мозг и функции, связанные со зрительным восприятием, языком, рабочей памятью, запоминанием, обработкой звуков, вниманием, усвоением навыков, сдерживанием, планированием и так далее.
Только представьте, чего этот человек может добиться, взявшись изучать любой предмет! Теперь понятно, почему, например, имам Аль-Газали говорил, что изучил греческую философию за два года, занимаясь в свободное от учебы время.
Что же было секретом мусульман, объясняющим их выдающиеся научные достижения и вклад в науку? Конечно, Коран – когда он был ключевым элементом мусульманской образовательной системы.
Эта статья не опирается ни на какое научное исследование по данному предмету, о котором было бы известно автору. Она является только результатом косвенных умозаключений автора, основанных на знании анатомии, функциональной дифференциации и пластичности головного мозга.
Мохамед Гилан