«Не закончатся слова Аллаха»: о чем этот аят?
وَلَوْ أَنَّمَا فِي الْأَرْضِ مِن شَجَرَةٍ أَقْلَامٌ وَالْبَحْرُ يَمُدُّهُ مِن بَعْدِهِ
سَبْعَةُ أَبْحُرٍ مَّا نَفِدَتْ كَلِمَاتُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ«Если даже все деревья земли превратились бы в палочки для письма, а море – и семь морей после него – в чернила, то не закончатся слова Аллаха [не смогут все эти палочки и чернила записать их все]. Поистине, Аллах – Достойный, Мудрый» (Лукман, 27).
Ибн Исхак передал от Ибн ‘Аббаса: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Лучезарную Медину, иудейские раввины спросили у него: «Эй, Мухаммад! Говоря «Вам дано знать очень мало», кого ты имеешь в виду: нас или свое племя?» Он соизволил ответить: «Всех вас имею в виду».
«Ты же читаешь среди ниспосланного тебе, что нам был дарован Таурат, в котором содержится разъяснение всего», — сказали они.
Наш Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) пояснил: «Этого очень мало по сравнению со знанием Аллаха. Но если вы станете всё исполнять, то имеющегося у вас вполне достаточно для вас». В связи с этим их разговором Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Вахиди тоже рассказывает об этом случае как заимствование от муфассиров, не приводя никакой цепочки передатчиков.
Когда иудеи задали Посланнику Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) вопрос о душе, Аллах Всевышний низвел аят: «Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало».
После переселения Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) в Лучезарную Медину, иудейские раввины пришли к нему и спросили: «Эй, Мухаммад! Как нам стало известно, оказывается, ты говоришь «Вам дано знать очень мало». Под этим ты имеешь в виду свой народ?» Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Нет, напротив, я имею в виду всех, в том числе и вас».
Они сказали: «Разве ты не читаешь среди ниспосланного тебе, что нам дарован Таурат, в котором содержатся знания обо всем?» Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) ответил: «Этого очень мало по сравнению со знанием Аллаха. Но Всевышний дал вам такие знания, что если вы станете руководствоваться ими в делах, то несомненно извлечете пользу».
Они продолжили упорствовать, говоря: «Эй, Мухаммад! Ты говоришь «Кому дарована мудрость, тот награжден великим благом». Как эти две вещи могут быть одновременно: очень мало знаний и великое благо?» После этого Аллах Всевышний ниспослал аят: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями…»
В соответствии с этими риваятами, этот аят должен быть мединским, то есть быть ниспосланным в Лучезарной Медине. Однако имеются также утверждения о ниспослании аята в Мекке.
В одном риваяте, дошедшем от Икримы, утверждения иудеев о том, что с Тауратом им было дано очень много знаний, рассматриваются в связи с ниспосланием 85-го аята суры «Исра». Как известно, иудеи или же по их подсказке мекканские мушрики спросили у Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) о душе. И в конце ниспосланного в связи с этим 85-го аята суры «Исра» было сказано: «Вам дано знать об этом очень мало».
Поэтому в некоторых риваятах (например, см.: имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, 17/10, хадис № 3140) о ниспослании в связи с этим аята: «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море». А в некоторых риваятах с этим случаем связывали ниспослание аята: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха».
Согласно риваяту Абу аш-Шейха в «Китаб аль-Азаме» и риваяту Ибн Джарира от Катады, мекканские мушрики сказали: «Эти слова (принесенные Мухаммадом) скоро закончатся, исчерпаются». В связи с этим был ниспослан аят: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха».
Из книги «Асбабун-Нузуль»