От чего предостерегает нас Аллах в суре «Аль-Хумаза»?

Мекканская сура «Аль-Хумаза» («Хулитель»), состоящая из 9 аятов, идет 104-й по счету в Благородном Коране. Она повествует о мерзких качествах нечестивых людей.

Причина ниспослания

Существуют различные сообщения, разъясняющие причину ниспослания данной суры. Основным мнением толкователей в этом вопросе является то, что сура «Хулитель» была ниспослана относительно многобожника по имени аль-Ахнас ибн Шарик. Этот человек отличался своим дурным нравом и тем, что любил ссорить между собой людей. Он обходил людей, клевеща и распространяя слухи. Кроме того, он не скупился и на открытую брань, когда что-либо ему не нравилось.

В хадисах приводятся различные истории, раскрывающие его мерзкую сущность. Сообщается, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходил к нему и его товарищам-нечестивцам, чтобы призвать их к истине, они отворачивались от него с отвращением или говорили, насмехаясь:

«Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой — завеса. Трудись же, и мы будем трудиться» («Фуссылят», 5).

Об этих людях Всевышний ниспослал следующие слова:

«Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу Мы набросили на их сердца покрывала, дабы они не могли понять его (Коран), и лишили их уши слуха. Когда ты поминаешь в Коране своего Единственного Господа, они отворачиваются, испытывая к этому отвращение» («аль-Исра», 45-46).

Именно аль-Ахнас ибн Шарик со своими товарищами – Абу Джахлем и Абу Суфьяном – слушали по ночам под окном Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как тот читает Коран. Они скрытно друг от друга слушали чтение завораживающего Корана. Слова Аллаха пленили их разум и сердце, однако, несмотря на осознание истины, они не принимали ее, ведь сердца их были запечатаны.

Однако нельзя не отметить тот факт, что Ахнас ибн Шарик впоследствии все-таки стал искренним мусульманином.

Мухаммад ибн Исхак (да помилует его Аллах), автор знаменитого труда по сире Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считал, что эта сура была ниспослана относительно Умайи ибн Халяфа, который был известен своей ненавистью к Исламу.

Также были толкователи, которые считали, что сура повествует о качествах аль-Валида ибн аль-Мугиры, относительно которого были ниспосланы аяты:

«Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким, даровал ему большое богатство и сыновей, которые находились рядом с ним, и распростер перед ним этот мир полностью. После всего этого он желает, чтобы Я добавил ему» («аль-Муддассир», 11-15).

Предостережения суры «Хулитель»

В суре «аль-Хумаза» Всевышний Аллах запретил такие деяния, как «аль-хамз» («хула», «сплетня») и «аль-лямз» («оскорбление», «брань»), обещав тем, кто совершает их, огненную Геенну.

В основе эти угрозы были адресованы мекканским многобожникам, которые издевались над Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижниками, оскорбляли их открыто и распространяли слухи за их спиной. Они использовали все средства, даже пытки и убиение, чтобы отвратить людей от религии Аллаха. К методам борьбы с призывом Посланника относились поношение, сплетни и издевательства. Аллах сообщил, что этими деяниями многобожники заслужили Ад.

Однако это относится не только к неверующим. Верующим также запрещены сплетни, клевета и брань. Эти великие грехи, как говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), не прощаются без покаяния, а упрямо совершающие их нечестивцы могут попасть в Геенну, даже если они совершали пятикратную молитву и держали пост.

Всевышний на примере богатых предводителей курайшитов предостерег людей от обольщения богатством. Богатые многобожники считали, что их накопленные имущества могут продлить их жизнь. Поэтому вся цель их существования заключалась в накопительстве.

Накопление имущества само по себе не является чем-либо порицаемым. Однако если оно сопровождается алчностью и нежеланием выплачивать предписанный закят и помогать нуждающимся, то это имущество становится причиной проклятия и лишения благословения.

Итог великих грехов

Какой будет конец хулителя, который злословит за спиной у людей, издевается над истиной и алчно копит имущество в надежде, что оно продлит его жизнь? Его конечным местопребыванием будет вечный Ад, куда его бросят вниз головой.

«Но нет! Его непременно ввергнут в Огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий? Это — разожженный Огонь Аллаха, который вздымается над сердцами» («аль-Хумаза», 4-7).

Прочтя эти строки, Сабит аль-Бунани (да помилует его Аллах) со слезами на глазах сказал: «Этот огонь сожжет все его тело и даже дойдет до его сердца, а он все это будет проживать снова и снова и никогда не умрет!»