Последний аят Священного Корана

Многие из нас прекрасно знают, с каких слов Всевышний Аллах начал ниспослание Корана. Это произошло в месяце Рамадан 610 года н.э.

Пророк  по своему обыкновению находился в уединении в пещере Хира. Пещера вдруг необычайным образом осветилась, ангел Джабраил (алейхи салам) снизошёл к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллам) и передал ему первое Божественное Откровение, которое начиналось со слова «Читай».

Так было положено начало 23-летнему ниспосланию Корана, которое разделяется на два важнейших этапа – мекканский и мединский. Часть коранических аятов ниспосылалась в связи с какими-либо событиями или случаями, а большая его часть – без привязки к событиям.

К 63 годам земной жизни пророка Мухаммада аяты Корана ниспосылались всё реже и реже. Это означало постепенное завершение пророческой миссии, как и то, что Ислам приобретает отчётливую, ясную и кристаллизованную форму. Об этом было сообщено в Коране, и на прощальном хадже за несколько месяцев до перехода в мир иной Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) рассказал об этом.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا

«Сегодня Я (Аллахсделал завершённой (и совершеннойдля вас вашу Веру (шариат, разъясняя халял и харам), довёл до конца для вас Мою благодать (выведя вас из мрака невежества к свету истинной веры), и Я доволен тем, что Ислам является для вас Верой (то есть Я выбрал для вас Ислам религией среди множества религий)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 3)

Но эти слова не стали последним аятом Корана. В таком случае что же является последним аятом Корана? Что сообщил Всевышний Пророку за 7–9 дней до его смерти?

Один аят, в котором вся суть Ислама

Большинство толкователей Корана считают, что 281 аят суры Аль-Бакара является последним аятом Корана. Этого мнения придерживался и один из самых видных толкователей Корана среди сподвижников Пророка – ‘Абдуллах ибн Аббас (радыяллаху ‘анху).

Вот смысл этого аята:

«И остерегайтесь наказания того дня (Дня суда), в который вы будете возвращены к вашему господу; затем каждой душе будет полностью воздано за то, что она приобрела, и они не будут притеснены и обижены». («Сафват ат-тафасир», (сура Аль-Бакара, 281).

В этом аяте заложена вся философия Ислама, это его стержень и сердцевина. Прежде всего Всевышний призывает нас помнить и не забывать о наступлении Судного дня, более того – страшиться его, ведь он неизбежно приведёт человека к одному из двух пристанищ – Раю или Аду.

Большинство богословов считают, что тот день и есть Судный день, хотя в богословской среде можно встретить мнение, что это не Судный день, а день смерти. Так или иначе, биологическая смерть человека – первые врата, ведущие его к Судному дню.

Упоминание о Судном дне встречается в многочисленных аятах Корана и хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам). Только в Коране число таких упоминаний доходит до 70. И это неудивительно, ведь суть всей пророческой миссии заключалась в укреплении в сознании людей этого убеждения.

Не зря вера в Судный день входит в шесть столпов имана, без которых вера человека не будет принята Всевышним. Судный день – экзамен, который нельзя провалить и невозможно пересдать. Мысль об этом должна максимально удержать мусульманина от грехопадения. Вера в этот День – профилактика грехов, антивирус, антигреховник.

Но есть и обратный пример. Не желая отвечать за свои прегрешения и противясь этому, мекканские язычники отрицали жизнь после смерти. Они отгоняли от себя эти мысли, надеясь, что это обойдёт их стороной, но их надежды были напрасными, они стали мыльным пузырём, лопнувшим при их смерти.

В продолжение аята Всевышний говорит о том, что человек получит лишь то, что приобрёл на этом свете, причём сполна. Что посеешь, то и пожнёшь. Это означает, что наш Ахират уже начался, он здесь и сейчас, и мы возводим его собственными руками. Осталось узнать лишь одно – что мы так усердно (или не усердно) строим и обрадует ли нас эта стройка в Судный день?

Таким был последний аят Корана – таким коротким и таким глубоким…