Сура «Аль-Аср»: вера, благие деяния, истина и терпение

Cура «Аль-Аср» — одно из чудес Небесной Книги, формула спасения от пустой траты жизни. Сура «Аль-Аср» («Предвечернее время») была ниспослана в Мекке. В ней 3 аята.

Имам аш-Шафии говорил: «Если человек будет глубоко размышлять над этой сурой, ее будет ему достаточно (как наставления)» (Ибн Касир, Каир, 4/675).

Имам ат-Табарани передал хадис от Убайдуллаха ибн Хисна, что, когда два сподвижника Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллам) встречались, они не расходились, пока один из них не прочтет эту суру.

وَالْعَصْرِ
Клянусь временем,

Тафсир (Толкование):

Имам Фахруддин ар-Рази пишет: «Всевышний Аллах клянется временем, ибо это удивительное явление. Во времени протекает вся жизнь человека: радости и горести, болезни и здоровье, богатство и бедность. Во времени происходят и более удивительные вещи. Человеческая жизнь поделена на годы, месяцы, дни и часы. Если человек попусту растратит тысячу лет, а в последний миг жизни покается, то он навечно попадет в Рай. Тогда он поймет, что самым ценным, что случилось с ним в жизни, был этот миг. Время — одно из основных благ, поэтому Аллах и клянется временем, указывая на то, что день и ночь — это ценности, впустую растрачиваемые человеком. И время более ценно, чем пространство, поэтому клятва временем — это клятва самой важной половиной мироздания. Они (язычники) винили во всех своих бедах и неудачах время, но Всевышний Аллах клянется, что время — это безупречный, чистый дар и благо, а ругать и винить во всех своих бедах человек должен самого себя» («Ат-Тафсир аль-Кабир», 32/84-85).

إِنَّ الْإِنْسَانَ لَفِي خُسْرٍ
поистине, человек — в убытке,

Тафсир (Толкование):

«Время уходит. Вместе с ним уходит и жизнь человека. И кто за отведенный ему промежуток не прибрел ничего поистине ценного (для вечности) — тот в убытке»

«Аллах дал человеку бесценный капитал — время его жизни — чтобы человек инвестировал его в прибыльные дела. Если человек будет совершать благое, то получит бесконечную прибыль, а если станет вкладывать свой капитал в дурные дела, то, потеряв капитал, окажется в убытке.

Об этом сказал Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллам):

«Каждый человек, просыпаясь утром, начинает торговлю: одни освобождают (спасают) свою душу от гибели, а другие губят ее» (Муслим №223).

إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ
кроме тех, которые уверовали, совершали благие поступки, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение.

Тафсир (Толкование):

Как же распорядиться бесценным капиталом времени, чтобы не понести убытки, но получить прибыль в виде вечного счастья?

Первое и главное — это вера (иман). Умирая мусульманином, человек спасается от самого страшного убытка — вечного пребывания в Аду.

Второе — это благие дела. Полноценно выполнявший религиозные обязанности мусульманин будет, по Милости и Воле Аллаха, избавлен от попадания в Ад даже на время. Уже эти две вещи избавляют человека от убытка. Но Всевышний добавляет к ним еще две.

Слово «تَوَاصَى» («заповедовать») означает «настойчиво советовать друг другу, указывая наилучший выход в сложившейся ситуации»

Иными словами, для спасения и счастья нужно не только спасать себя, но и указывать верный путь другим.

Что же главное в жизни? О чем нужно напоминать другим, к чему их призывать?

Во-первых, к истине. В самом широком смысле и в вышеупомянутых терминах истина — это то, во что следует инвестировать капитал времени, что ведет человека к прибыли и избавляет от убытка: иман и благие дела. Спасаешься сам — укажи путь спасения другим.

Во-вторых, терпение. Человека на протяжении жизни одолевают трудности, беды и болезни. Его нафс пытается помешать ему совершать благое и склоняет к запретному. Сомнения в вере могут угрожать его иману. Выдержать все это и уберечь себя от гибели помогает терпение. Человек должен воспитывать его в себе и призывать к терпению окружающих.

«Аллах говорит в этой суре, что все люди в убытке, кроме тех, кто придерживается этих четырех положений: вера, благие дела, призыв к истине и призыв к терпению. Спасение человека в совершенствовании себя через веру и благие дела и через наставление окружающих. Совместив это, человек соблюдает права Аллаха и права Его рабов» (Сафват ат-тафасир, 3/601).

«Эта сура закладывает очень важный принцип: наставлять других, призывать их к вере и поклонению для мусульманина не менее важно, чем самим следовать Корану и Сунне. Без искренних усилий к призыву других, только через свою веру и свое собственное поклонение, человек не может спастись. Если человек не заботится о моральном состоянии своей жены, детей и близких, он закрывает для себя пути к спасению, каким бы благочестивым он сам ни был. Таким образом, Коран и Сунна обязывают каждого мусульманина призывать других людей к благому и предостерегать от дурного. К сожалению, многие забывают об этом, считая, что для спасения достаточно заботы о личном благе и духовном благополучии, и не заботясь о духовном благополучии своей семьи. Просим у Аллаха дать нам тауфик следовать этой суре» (Ма’ариф аль-Куран, 8/872-873).