В каких трех вещах есть баракат?

Сунной пророков является есть хлеб, испеченный из ячменной муки. Чаще всего они ели именно ячменную лепешку. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) по три дня подряд питался только ячменным хлебом и вставал со стола, не насытившись (Ат-Тирмизи «Шамаиль», глава 25, № 146; «Сахих» имама Муслима, № 2970).

Даже ячменный хлеб он не ел досыта до того дня, когда покинул этот мир. Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет:

«Достопочтенная ‘Аиша радыяллаху ‘анха передала: «Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллам) никогда не ел досыта. Иногда я плакала из жалости к этому его голодному состоянию. Я гладила рукой его благословенное тело и говорила:

– Да будет моя душа жертвой за тебя. Ты поел бы из мирских благ столько, чтобы утолить голод и придать себе сил.

Он же говорил, обращаясь ко мне:

– О ‘Аиша! Пророки из числа улюль‘азм испытывали ещё большие трудности, чем я. И они удостоились за это большого вознаграждения от своего Господа. Мне стыдно жить в большем достатке и благополучии, чем они. Мое кратковременное терпение лучше, чем уменьшение тех благ, которых я заслужу в ахирате. Предстать перед моим Господом с голодным желудком мне нравится гораздо больше».

После этого мать правоверных ‘Аиша радыяллаху ‘анха сказала так: «Валлахи! Не прошло и недели, как Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллам) умер».

Чтобы следовать этой сунне нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), му’мины ели ячменный хлеб или же добавляли к нему пшеничную муку.

В хадис-шарифе сказано:

«В трех вещах имеется баракат: в продаже в рассрочку, в торговле методом мудараба (Мудараба — это особый вид партнёрства, где один партнер предоставляет денежные средства другому партнёру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие) и в том, чтобы выпекать домашний хлеб, примешивая пшеничную муку к ячменной» («Сунан» Ибн Маджа, № 2289; аль-Бусири «Мисбах аз-зуджаджа», 3/37).

Не рекомендуется есть хлеб в виде очень тонкой лепешки или из просеянной отборной муки. Это – пища богатых и состоятельных людей. Одно из появившихся в религии вредных новшеств состоит в том, чтобы есть на сытый желудок и просеивать муку через сито.

Никто не видел, чтобы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ел хлеб, испеченный из отборной и просеянной муки (Ибн Аби ад-Дунья «Аль-Гю’», 30; ат-Табарани, Кебир, 5846; см.: «Сахих» аль-Бухари, № 5413).

Пшеницу нельзя отмывать, иначе пшеница потеряет свой баракат. Пшеницу и ячмень нужно молоть своими руками, нельзя использовать для этого животных. В день два раза не едят. Это будет исрафом, расточительством. Однажды наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) увидел, как ‘Аиша радыяллаху ‘анха ест, и промолвил:

– О ‘Аиша, будь осторожна! Есть два раза подряд, не проголодавшись, это исраф. Аллах не любит расточительных» (Аль-Байхаки «Шу‘абуль-иман», 5227).

Иначе говоря, если человек насытился, то ему не следует садиться есть повторно. Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет:

«Есть два раза в день является исрафом. Лучше всего есть один раз в день. Именно это восхваляется в Книге Аллаха».

Еду во время сухура надо разделить надвое. Одну часть надо съесть в сухуре, а другую часть – во время ифтара.

Пища, съеденная во время сухура, придаст силы для соблюдения поста-уразы, а пища, съеденная во время ифтара, придаст силы для совершения тахаджжуд-намаза. Когда желудок пустой, сердце смягчается и ум становится острее. Дух же обретает умиротворение.

Из книги: «Ахляк и адабы Ислама»