Змея, которая ждала встречи с Пророком (ﷺ) целых шестьсот лет

Любой падишах может победить своих врагов благодаря силе своего войска. Но войско Господа миров (велик Он и могуч) обладает чудесными особенностями. Иногда Он делает комара победителем целого войска, иногда делает муравья помощником пророка, иногда превращает паука в привратника Своего любимца.

Сообщается, что когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, находился в пещере, Джабраиль, мир ему, обратился к Всевышнему со словами: «Божественный! Разреши мне закрыть своим крылом вход в пещеру, или же укрыть гору Саур, чтобы неверные ее не обнаружили».

Всевышний сказал: «О, Джабариль! Быть укрывающим ‒ это свойство, присущее Мне. Моё абсолютное могущество проявится в том, что Я отправлю слабенького паука и посредством него избавлю Моего друга от угрозы со стороны врагов».

Пауку было дано указание, и паук совершил земной поклон в знак благодарности. Послышался глас: «Эй, бедный паук! Плети свою паутинку и довольствуйся одной пойманной мухой. Однако будь готовым проявить усердие».

Паук с какой-то надеждой ждал семьсот лет у входа в пещеру. Ночью и днем его одолевало нетерпение. И вот, когда той ночью Посланник, мир ему, вошел в пещеру, слабый паук тотчас начал плести свою паутину и полностью закрыл вход в пещеру.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру, да будет Аллах доволен им: «С давних пор я беспокоился о том, как же моя слабая умма перейдет тончайший Сират? Но теперь мое сердце успокоилось. Всевышний сказал так: «Мой любимец! Если Я защитил тебя от угрозы посредством тонкой паутины, завтра в Судный день также спасу твою умму на мосту Сират».

Паук сплел свою паутину. Голубица снесла яйца. Язычники сказали: «Если бы они вошли в пещеру, паутина порвалась бы и голубиные яйца разбились бы, а голуби давно улетели бы».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет Аллах им доволен, находясь внутри, слышали их разговоры. Шайтан тоже захотел устроить там козни. Но Джабраилю, мир ему, было велено, и он ударил крылом. Разверзлась земля, и шайтан провалился на самое дно седьмого слоя земли.

Здесь есть указание на то, что при последнем издыхании му᾿мина шайтан захочет лишить его имана. Однако Всевышний взором Своего могущества ввергает шайтана в самое дно Ада (афсал-и сафилин), а душу Своего раба доставляет на высочайший Иллийюн.

Это был тот самый паук, который указал Ибрахиму, мир ему, место Святой Каабы. Он получил повеление: «Ты помог моему Халилю. Теперь же оставайся здесь в итикафе, а потом послужишь привратником моему Хабибу и сможешь увидеть его прекрасный лик».

О, мой дорогой! Уж коли паук удостоился чести встретиться в Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благодаря тому, что указал Ибрахиму мир ему место Каабы, то поистине удостоятся чести увидеть лик Султана пророков те, кто укажет людям дорогу ко Всевышнему Аллаху, наставляя их произносить калима-и таухид. В этом нет ничего удивительного.

В “Тадж аль-Кысасе” повествуется, что однажды змей явился к святому пророку Исе, мир ему, и спросил: «О, Рухуллах! В какой стороне проходит дорога в Священную Мекку?»

И сказал Пророк, мир ему, в ответ: «Что ты, змей, собираешься делать, добравшись до Мекки?» Змей же ответил: «Вот уже шестьсот лет как горю я в огне безутешной любви к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Не осталось у меня никакого терпения. Я его отправляюсь искать».

Иса, мир ему, сказал: «Между ним и мной пройдет шестьсот лет». Змей молвил: «О, Рухуллах! Не лишай меня надежды на милость Господню». И показал Иса, мир ему, змею дорогу, ведущую в Мекку. Ползая и катясь, добрался змей до той пещеры. Семьдесят норок вырыл змей в той пещере, надеясь, если закроют одну, то через другую он всё же увидит прекрасный лик Хабибуллаха. Шестьсот лет ожидал змей в той пещере.

Когда же Абу Бакр заткнул кусками рубашки те норки в пещере, оставались две дырки. Своей благословенной ногой он их тоже закрыл. А почтенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в это время заснул, положив голову ему на колени.

Абу Бакр-и Сиддик тихонечко плакал, глядя на прекрасный лик Хабибуллаха. Он говорил сам себе: «Эй, сын Абу Кухафа! Ты теперь удостоился такого безмерного счастья. Но если придется расстаться, маазаллах, это счастье покинет тебя. Тотчас послышался голос из мира сокровенного: «Эй, Абу Бакр, не бойся! На земле и в могиле и даже в Раю с любимцем Аллаха тебе не придется расстаться».

В итоге, тот змей столько раз натыкался об его благословенную ногу. Но ни разу не получил он возможность хоть на миг посмотреть на прекрасный лик Расулюллаха. Лишь последний шанс у него оставался: за ногу ужалить Абу Бакра. И когда уберет он свою ногу, ему откроется возможность взглянуть на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Змей так и сделал, ужалил Абу Бакра. От нестерпимой боли Абу Бакр заплакал.

Есть и такой риваят: Обратившись к змею, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моего товарища в пещере почему ты заставил страдать?» Змей ему ответил: «О, Расулюллах! Тысячу двести лет я в этой пещере нахожусь в итикафе и столько же лет по тебе продолжаю страдать. И вот, наконец, наступает тот миг, когда к заветной цели я уже совсем близок. Поэтому и осмелился я пойти на такую дерзость. Однако воля твоя, я готов всему подчиниться». Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, змея простил, приняв его оправдание.

В “Тадж аль-Кысасе” упоминается, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет Аллах им доволен, в темноте той пещеры, терпя боль от укуса змеи и горечь от несправедливости этого мира, все же не стал горевать, так как Всевышний одарил его чем-то таким, что ценнее обоих миров.

Аллах отправил Джабраиля, чтобы тот передал: «О, Посланник Аллаха! Всевышний велел передать Абу Бакру привет от Него и сообщить: «За четыре тысячи лет до сотворения Адама, мир ему, внутри этой скалы Я создал одну чашу и наполнил ее лекарством для исцеления Абу Бакра».

В тот же миг та скала раскололась, и появилась чаша с шербетом белее молока и слаще мёда, с ароматом вкуснее любых благовоний. Как только он выпил, получил исцеление.

Из книги «Истории Пророков»