Кошки в исламской культуре
Данная статья знакомит с тем, как представлены кошки в исламской цивилизации и культуре, и приводит примеры, доказывающие, что эти животные всегда находили у мусульман почет, любовь и понимание. Такое отношение сформировалось в ходе исламской истории и приняло сильный культурно-мистический уклон, многочисленные и наглядные признаки которого можно обнаружить в исламском искусстве, науке, медицине и зоологии.
Всю свою историю человечество безо всякого видимого смысла или поклонялось кошкам как богам, или преследовало их как зло. В частности, в средневековой Европе считалось, что кошки относятся к легиону сатаны, поэтому их сжигали, мучили и убивали всеми возможными способами, полагая, что таким образом останавливают зло и болезни. Например, во время эпидемии чумы в Европе в 1348-1349 годах было истреблено огромное количество кошек, но от этого положение дел только ухудшилось.
С другой стороны, с незапамятных времен человечеству известна традиция почитания кошек. В мусульманской культуре повсеместно рассеяны упоминания об особом отношении к этим зверькам – достаточно упомянуть, что одного из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) звали Абу Хурайра, что значит «отец кошек», не говоря уже о многочисленных изображениях кошек, относящихся к разным народам и эпохам – но, в основном, это косвенные или утраченные свидетельства.
Нам хотелось бы привести некоторые примеры особого отношения к кошкам в исламской культуре и поговорить о его причинах.
Автор предисловия к книге Лоран Читток «Кошки Каира» (Lorraine Chittock, Cats of Cairo: Egypt’s Enduring Legacy) Аннмари Шиммел (Annemarie Schimmel) пишет:
«В 1830-х, когда британский ориенталист Э. У. Лейн жил в Каире, он был поражен зрелищем того, как каждый день после обеда огромное количество кошек собиралось в саду Верховного суда, куда люди приносили им полные корзины еды. Ему сказали, что так кади (судья) исполняет обязанность, которая действует со времен правления мамлюкского султана Аз-Захира Бейбарса, жившего в XIII веке. Монарх так любил кошек, что на собственные средства построил «кошачий сад», где удовлетворялись все потребности и прихоти каирских кошек. Со временем это место неоднократно продавалось и перепродавалось, изменялось и перестраивалось, но по закону завещание султана оставалось в силе, а кто лучше кади исполнит волю султана и позаботится о кошках?
Традиция жива и по сей день. И сегодня каждый, кто приезжает в страны исламского мира, видит бесчисленное множество кошек на улицах Каира, Стамбула, Кейруана, Дамаска и других городов… Кошек часто можно увидеть в мечетях, и им всегда рады не только потому, что они держат на расстоянии мышей».
Держать кошек всегда было очень распространенным явлением среди мусульман:
«Видимо, кошка была домашним животным у арабов с древних времен. В противном случае, как объяснить, что (по сообщениям древнего историка) молодая вдова Пророка Аиша, жалуясь на то, что все ее покинули, добавила: «От меня ушла даже кошка». В отличие от других цивилизаций, «кошки сопровождали большинство мусульман… их любили все – от домохозяйки до великого ученого – не только за красоту и изящество, но и за практическую пользу. К примеру, мусульманские ученые писали оды своим кошкам за то, что те охраняли бесценные книги от посягательств животных, таких как мыши»» (Лоран Читток, «Кошки Каира»).
Кошек уважали как членов семьи и защитников дома от вредителей и ядовитых насекомых, например, скорпионов. Но еще важнее, что они были большим, чем просто домашние животные – примером для мусульман, людей, склонивших голову перед Единым Богом, как, например, в истории о Ибн Бабшаде:
«Однажды грамматик Ибн Бабшад в компании друзей сидел на крыше одной из каирских мечетей, они ели. Когда мимо них проходила кошка, они бросили ей несколько кусочков еды, она взяла и убежала, но потом вернулась, и так несколько раз. Ученые проследили за ней и увидели, что она бегает на крышу соседнего дома, где сидела слепая кошка, и аккуратно складывает перед ней кусочки еды. Башбад был так растроган заботой Аллаха о слепой твари, что раздал все свое имущество и, полностью вверив себя Аллаху, жил в бедности до самой смерти в 1067 году (предание записано в конце XIV века египетским богословом и зоологом Дамири (ум. 1405 г.))»(Лоран Читток «Кошки Каира», с. 40).
С кошками связаны тысячи суфийских историй, например о кошке, жившей в школе шейха Ашрафа, которая помогала учителям наводить порядок и даже пожертвовала собой ради дервишей (членов суфийского братства), или об иракском суфии X века Шибли, которому приснился сон о том, что ему простились все грехи за спасение котенка.
Эти истории о многом говорят. Суфии были не просто религиозными учеными, это были духовные наставники, математики, врачеватели, знатоки многих научных дисциплин, известных в то время, например, в суфийских притчах упоминается об астрономии и молекулах. И суфии сравнивали кошачье мурлыканье с зикром (многократным ритмичным произнесением молитвы), которым в ранней исламской медицине лечили пациентов. Современная наука подтвердила целебную силу мурчания котов: оптимальная частота стимуляции роста костной ткани – 50 герц; доминирующая и фундаментальная частота мурлыканья колеблется ровно от 25 до 50 герц: это оптимальная частота для роста костей и заживления трещин. Частота кошачьего мурлыканья как раз попадает в диапазон 20-50 герц и достигает 140 герц.
Кошки занимали почетное место в исламском искусстве. Мусульманские художники-миниатюристы пользовались кисточками, изготовленными из меха длинношерстных кошек, разводимых именно для этой цели. Вот несколько примеров изображений кошек в исламском искусстве:
Мастер Сельджук Джафар ибн Мухаммад ибн Али, Хорасан (восточный Иран). Голова отделяется от туловища, что позволяет помещать внутрь благовония, сквозной орнамент в виде арабесков на теле и шее пропускает аромат, той же цели служат отверстия на спине, шее и груди. На груди надпись куфическим шрифтом «Храбрость, могущество, слава»
Любовь и уважение к кошкам отражалось не только в искусстве, но и в легендах. Некоторые называют их предрассудками, но с научной точки зрения эти мифы позволяют заглянуть в быт людей, живших за много веков для нас.
«Считается, что добрый дух часто принимает форму кошки или собаки или других домашних животных. Распространено убеждение, что ночью он живет в кошачьем теле, поэтому ни копты, ни мусульмане не осмеливаются ударить кошку после наступления темноты. Передается много историй о том, какие страшные последствия имеет избиение кошки. В эти истории верят даже образованные люди» (Сэмюэл М. Звемер, «Влияние анимизма на ислам: о популярных суевериях» / Samuel M. Zwemer, Influence of Animism on Islam: An Account of Popular Superstitions).
В мифе о шахе Исмаиле Сафави «проводником» божественного вдохновения, снизошедшего на Исмаила, стала волшебная кошка:
«С ним всегда была кошка, и горе тому, кто ее обидит. У Исмаила был шатер с 365 или 366 входами, круглый как земной шар, и по утрам все ворота были закрыты, кроме тех, через которые каждый день ходила кошка… Говорили, что Исмаила наставлял дух в этой кошке, которая давала ему советы и совершала всякие чудеса…» («Восприятие ислама христианами в Средние века – очерки, под редакцией Джона Виктора Толана» / Medieval Christian Perceptions of Islam — A Book of Essays, edited by John Victor Tolan, Лондон/Нью-Йорк, Рутледж, 2000).
Да, кошка фигурирует в исламском искусстве, литературе, кошек изображали на предметах одежды и монетах, домашней утвари и коврах, приписывали ей как практические, так и мистические свойства.
В частности, уже в IX веке кошки были занесены в исламский справочник «Китаб аль-хайяван» (Книга животных), о котором современный ученый Мехмет Байракдар (Mehemet Bayrakdar) сказал:
«»Китаб аль-хайяван» неоднократно изучалась и оказала огромное влияние на мусульманских ученых более позднего периода, а через них и на европейских мыслителей – особенно Ламарка и Дарвина. На ее основе написаны более поздние книги по зоологии. Эту книгу аль-Джахиза цитировали Ихван аль-Сафа и Ибн Мискавайх, Закарийа аль-Казвини (1203-1282) в своем сочинении «Аджаиб аль-махлукат», Мустауфи аль-Казвини (1281-?) в «Нузкат аль-кулуб», аль-Дамири в «Хайят аль-хайяван», она продолжает вдохновлять и сегодняшних ученых… Эти книги играют роль культурного двигателя для прогресса исследований в современной зоологии, биологии, теории эволюции, медицине, ветеринарии, анатомии и т.д. Эти книги, будучи научными пособиями, не только касаются отдельных предметов, но и служат просветительским руководством как большинство других ранних мусульманских книг по науке. Строки из «Китаб аль-хайяван» аль-Джахиза: «кошка настолько пользуется своим сходством с царем зверей, что один из способов справиться с приближающимися боевыми слонами – это выпустить из мешка множество кошек»».
Также сохранились записи о существовании учреждений и лазаретов для животных, в том числе «кошачьих» домах. Можно сказать, что Запад заимствовал у Востока не только науку, искусство и различные товары, кошки тоже были завезены сюда с мусульманских территорий, где эти животные водились в великом множестве. Например, известно, что на Британских островах дикие породы кошек существуют только в Шотландии и Ирландии, при этом в Великобритании живут миллионы домашних кошек.
Одним словом, данная тема столь обширна, что ее невозможно раскрыть в коротком очерке – лучше сразу обратиться к первоисточнику и ответить на вопрос: Откуда же проистекает любовь мусульман к кошкам?.
В исламском мире кошки пользуются защитой и покровительством людей, потому что их любил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Есть множество сообщений о том, что привело к повсеместной любви к кошкам среди мусульман.
Пророк говорил своему народу обращаться с кошками как с членами семьи, заботиться о них. И на деле подавал в этом пример. Рассказы об отношении Пророка к кошкам общеизвестны и популярны. Например, однажды, когда Пророку (мир ему и благословение) нужно было надевать халат, чтобы идти к намазу, он обнаружил, что на нем спит его кошка Муизза. Чтобы не беспокоить кошку, он просто отрезал рукав, на котором она спала. Когда он вернулся, Муизза проснулась и поклонилась Пророку, а он трижды ее погладил. Также сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) читал проповеди, держа Муиззу на коленях.
Одним словом, Пророк и его сподвижники любили кошек. Например, знаменитый сподвижник и передатчик многих хадисов Абу Хурайра получил от Пророка свое прозвище «отец кошек» за то, что у него был котенок. (Слово «кот» произошло от арабского «кыт», но котят мужского пола называют «хурайра»). Также есть легенда о том, что кошка спасла жизнь Пророка, защитив его от ядовитой змеи.
«Известна история, которую рассказывают в разных вариантах, о том, что кошка Абу Хурайры, которую он всегда носил с собой в мешке, спасла Пророка от ядовитой змеи, за что Пророк погладил ее: с тех пор у многих кошек на лбу остались следы пальцев Пророка в виде четырех темных линий, а поскольку рука Пророка коснулась и кошачьей спины, кошки никогда не падают на спину» (А. Шиммел, Расшифровка знамений Бога / A. Schimmel, Deciphering the Signs of God, Олбани, Н.-Й., 1994) .
Кошка настолько чистое животное, что, согласно хадисам, допускается совершать омовение водой из сосуда, из которого пила кошка. К сожалению, сегодня некоторые нарушают традиции Пророка (мир ему и благословение), мучают и травят кошек. Ислам строго наказывает за подобные действия. В исламе кошкам отводится особое место, и жестокое обращение с ними расценивается как серьезный грех. Аль-Бухари приводит хадис от Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Женщина попала в Ад из-за кошки, которую она привязала, но не кормила и не отпускала питаться вредителями земли».
О любви Пророка к кошкам говорят очень часто. Также есть свидетельства об особом отношении ислама к лошадям, верблюдам, пчелам, муравьям и даже мухам.
Жизнь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – это ключ к пониманию Корана. В Коране есть аяты, связанные с животными и указывающие на ответственность человека перед миром, которая должна заключаться в соблюдении равновесия, справедливости, милосердия. Милосердие к животным – это часть религии ислам. Пророк Мухаммад учил милосердию ко всем божьим тварям. Коран был его образом жизни. Мы должны помнить о духе и послании Корана, который отражался во всех посланниках Аллаха. Милосердие и страх перед Аллахом были их основными качествами, поэтому читатель, прежде всего, должен помнить о том, что говорит Коран, потому что ислам это не только религия, «построенная на проповеди и религиозной системе, основанной пророком Мухаммадом и изложенной в Коране, базовым принципом которой является абсолютная покорность Единому Аллаху», как гласит толковый словарь. Ислам это и «прямой/правильный/истинный путь (к Богу)», который охватывает этот мир и простирается за его пределы.